Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (804) от 13 августа 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Цзилинь-цзилинь!

Борис Мисюк

Цветы ли с милым названием “колокольчики” тихонько, мелодично так позванивают под дуновеньями ветерка: цзилин-н-нь, пичужки ли в лесу насвистывают: цзилинь-цзилинь-цзилинь!.. А ведь Цзилинь – это название целой провинции Китая, благополучной и даже процветающей провинции с населением, ни много, ни мало, - сорок миллионов человек! И граничит она с нашим Приморским краем, где нас уже меньше двух миллионов. И проживаем мы, увы, не благоденствуя.

И вот отправились мы в страну Цзилинь. Мы – это Валерий Павлович, представитель замечательной организации «Экоморе», пекущейся о чистоте приморских заливов и бухт, и автор этих строк. Параллельно, по тому же самому маршруту вылетели «Вихрь», хореографический ансамбль под руководством художественного руководителя Т.Г.Грибановой, и вокальный мужской квартет «Поющие сердца» во главе с директором краевого Дома молодёжи А.В. Иодо.

У нас с Валерием Павловичем задача была очень непростой. Для устройства очистной станции в акватории Амурского залива нам нужно было найти танкер водоизмещением 5-10 тысяч тонн! Да не просто так... За деньги, как говорится в присказке, и дурак сможет, а ты вот без денег попробуй. Денег у нас нынче на добрые дела нет хронически!

«Экоморе» задумало чудо-акцию: поставить старый танкер где-нибудь на отшибе кормой к берегу и швартовать на оба борта трудолюбивые судёнышки-мусоросборщики, кропотливо зачищающие нашу, местами просто страхолюдную, по самую шею замазученную акваторию Амурского залива и бухты Золотой Рог. Этот танкер-станция будет принимать тонны нефтегрязи, пропускать её через мощные сепараторы и выдавать на-гора чистое топливо – соляр и флотский мазут. Тогда-то одиозные транспаранты «Купаться запрещено!» можно будет убрать с наших пляжей.

Да ещё и озолотиться при этом: глядите, как растут чуть не ежедневно цены на топливо – прям грибы!..

Китайцы, известно, ещё более терпеливые, чем мы. Но! Народу великого Китая крепко повезло с верховной властью.

Дэн Сяопин дотянул до 90, однако в маразме замечен не был (женьшень с пантами, наверно, жевал), и курс стране проложил, как ллойдовский капитан своему кораблю.

Не отбрасывая и не проклиная социализм, чьи идеи-то человечны, он одновременно взял у капитализма всё самое ценное – уважение к частной собственности и проверенные веками рыночные отношения. Причём в Китае сделано это было мудро, спокойно, без ломки-перестройки. Ну и плоды мудрого руководства теперь видны всему миру.

Государственные и государственно-частные корпорации управляют сейчас почти 70% основных фондов промышленности Китая, энергетики и транспорта.

Китай – страна воистину великая и недаром зовётся Поднебесной, учиться у неё никак не грех. Это в 1950-60-х китайцы называли СССР «старшим братом». Нынче, похоже, роли поменялись. Страна наша изменила чуть ли не всё: имя, границы, статус, курс, флаг, герб.

И вновь орёл
На запад и восток,
Тройной короны
Вздыбив хохолок,
Взирает,
В гневе выпуская жала:
Гербом державным
Стать он снова смог,
Но где она,
Великая держава?

Так писала в те годы Галина Якунина, наш приморский поэт. А державу всего за двадцать лет, благодаря «мудрому руководству», опустили, как говорят на флоте, ниже ватерлинии. В 1990-х, в угаре дешёвой распродажи, мы отдавали в Индию, Японию, Китай по цене металлолома сотни военных кораблей и гражданских судов, в том числе и танкеров, проплававших пятнадцать-двадцать лет, а то и меньше!

И вот теперь мы с Валерием Павловичем пришли, как обидно говорится, с протянутой рукой – за одним всего лишь единственным таким пароходиком. Не исключено, как раз бывшим нашим, прости нас, Господи! Да, старым, можно ржавым, можно даже без главного двигателя, мы его врукопашную, ну то есть на буксире, утащим...

Давным-давно, ещё до «культурной революции», учились в СССР китайские студенты. Мой однокашник по Одесскому институту инженеров морского флота и друг Ян Динсюэ большим человеком стал – командовал самой крупной в Китае судоверфью в Шанхае. Нынче живёт он в курортном городе Циньхуандао, что в центральной провинции Хэбэй.

Туда мы с Валерием Павловичем и отправились. Я созвонился с Яном и изложил ему нашу просьбу. Он очень оперативно нашёл для нас отличный танкер. Но – то самое главное нынче «но» – за деньги, которых у нас нет, целых 25 миллионов юаней запросил судовладелец. Это больше трёх миллионов долларов. Не по Сеньке шапчонка!..

Три дня мы прогостевали у моего друга в его замечательном, зелёном городе-курорте, уже готовящемся к Олимпиаде: там будут проводиться какие-то футбольные матчи. Ян за это время связался с морской биржей в Шанхае, и директор биржи (дама!) пообещала нам найти просимое. Есть, сказала, старый как раз, и без главного двигателя. Мы тихо просияли, не веря до конца в такое счастье, и наутро откланялись.

Примерно полсуток на поезде – и мы вернулись в провинцию Цзилинь, в её столицу, совершенно очаровательный город Чанчунь, который ночью превращается в сверкающий, драгоценный цветок. Настоящей жемчужиной Чанчуня является ЦИРЯ – Цзилиньский институт русского языка, приютивший артистов и заодно нас с Валерием Павловичем.

Профессор Ли Чан – это само гостеприимство. И самое наглядное тому свидетельство – общежитие института. Общежитием назвать его вообще-то язык не поворачивается, когда невольно вспоминаешь наши общаги.

А тут – по сути, гостиница, отель, три звезды вполне заслуживающий. В каждом номере – телефон, душевая, автомат с питьевой водой (кипяток и охлаждённая), ваза фруктов, ваза с печеньем и сладостями, пакетики чая и кофе, сухие сливки. Телевизор, благодаря спутниковой антенне, кажет чуть не все российские каналы, даже балдёжный ТНТ можно смотреть. Номера двухместные, но нас поселили в них по-барски, по одному.

Цзилиньский институт русского языка существует уже целых 15 лет. Земля, которую занимает институт, – это не просто площадь, это простор: 200 тысяч квадратных метров! И это в «тесном» Китае!

Общая площадь всех построек – учебный корпус с огромной библиотекой, Интернет-центр, студенческие общежития, многоквартирный дом для преподавателей, столовая – 60 тысяч кв. м.

Институт – самое крупное учебное заведение по изучению русского языка в КНР: 2300 студентов, более 100 преподавателей, 20 из них – наши. ЦИРЯ готовит высококвалифицированных переводчиков по специальностям: деловой русский язык, финансово-экономический русский, медицинский русский, сельскохозяйственный, строительный и даже туристический – опять же русские, а также русско-английский. Срок обучения – четыре года, но есть ещё и ускоренный курс – 2-2,5 года.

Это мы никуда не торопимся, а китайцы чётко знают, в какую сторону им следует ускоряться. Уже семь с лишним тысяч выпускников ЦИРЯ нашли работу в России и у себя на родине!

Институт развивается, растёт: четыре года назад от него отпочковался ЧИМК, Чаньчуньский институт международной коммерции, который готовит бакалавров и магистров торговли, во!

Валерий Павлович в Чанчуне бывал не раз, и его с Ли Чаном связывает многолетняя дружба. Так же как и с вице-губернатором Лу Силинем. Сейчас он, правда, должность сменил, став председателем Контрольного совета при губернаторе.

В Доме правительства провинции Цзилинь нам был оказан настоящий светский приём. Слава Богу, не по протоколу, а что называется «без галстуков». Китайские застолья – вообще отдельная песня. Огромный круглый стол с вертящейся столешницей сверкает и благоухает райским изобилием, глаза и ноздри разбегаются, ты дегустируешь неведомые яства, объедаешься. Но вот по волшебству (бесшумно колдуют юные волшебницы в кружевных фартучках) на столе происходят неожиданные перемены – возникают, вкусно паря, горячие блюда, и у тебя, точнее у твоего желудка, появляется второе дыхание.

Мы с Валерием Павловичем выпили уже на брудершафт, и теперь он для меня просто Палыч. И он встаёт и произносит ответный, после приветного слова Лу Силиня, тост, в котором, кроме обычных призывов к дружбе и сотрудничеству на благо, вдруг, приятно удивлённый, я слышу, всплывает и наш танкер...

Ну да, через четыре года грядёт саммит АТЭС, посланцы всех стран Азии и тихоокеанского побережья хлынут во Владивосток и увидят (дай-то Бог, чтоб увидели!) чистые, прозрачные воды Амурского залива и Золотого Рога. И танкер-станцию увидят, очистившую морские наши авгиевы конюшни.

И вот тогда-то наш Владивосток-Хайшенвэй (Бухта трепанга в переводе) начнёт вновь оправдывать своё название, ну а «морской огурец» издавна в почёте и у вас, и у нас. Причём, вот что стоит подчеркнуть, танкер будет работать под китайским флагом. И значит, престиж КНР, растущий последние годы, как бамбук, поднимется ещё и тут!

Прекрасный переводчик из ЦИРЯ (русское имя Миша), бакалавр Хабаровского института экономики и управления, быстро переводит спич-тост Палыча, и я вижу на лицах китайцев готовность немедленно исправить нерасторопность Шанхайской биржи и предоставить нам в аренду вожделенный танкер. Ай, да Палыч, ай, да умница!

В любом щедром застолье широко разливаются речи-спичи, ну а в китайском подавно. Дружбе КНР – СССР скоро, всего через год с небольшим, исполнится ровно шестьдесят, то есть дружба проверена временем, а сотрудничество неизменно приносит огромную пользу нашим двум великим народам. За вечную дружбу! Камбэй (то есть – до дна)!

Тосты идут по кругу. Я предлагаю правительству провинции наградить орденом президента ЦИРЯ Ли Чана, который сделал, дескать, больше других для нашего взаимопонимания и дружбы. Ли Чан скромно опускает голову. А очередь вновь доходит до Валерия Павловича. Час назад он посадил во дворе института «именную» ель, и вот сейчас она, представьте себе, расцветёт!..

О выходе к Японскому морю Китай мечтает давно. Выход таится в крошечном отрезке берега реки Тумыньцзян (по-нашему Туманган), который позволит приграничному городку Хуньчунь (автобус от Краскино – 1000 руб.) стать морским портом. Хуньчунь – это тоже провинция Цзилинь, так что ежели мы споспешествуем, в меру своих сил, конечно, продвижению этого проекта, то, сами понимаете... Правда, усилия должны быть приложены с обеих сторон. И тогда невиданно оживится торговля на границе нашего родного Приморья и вашей замечательной провинции Цзилинь. А поскольку Хуньчунь недалеко от нашего Посьета, то для обслуживания мгновенно возросшего потока деловых людей на линии Владивосток – Посьет нужен будет большой паром. Руководство провинции может посодействовать в предоставлении нам такого парома в аренду!

Ай, да Палыч, ай, да голова! Воистину по-государственному мыслит. Курочка, само собой, ещё в гнезде (порт Хуньчунь), но зато якорь-цепи танкера с паромом уже шевельнулись. Правда, кричать “ура” мы не будем, рано покуда, однако для замечательной организации «Экоморе», хочется уповать, на горизонте проклюнулись первые лучи рассвета...

Апрель-июнь 2008
Борис Мисюк.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100