Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (788) от 23 апреля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Спор о терминах

Сергей БЕЛОЗЁРСКИЙ

Таможенный процесс успешно продолжается. Последние две недели ознаменовались допросами нескольких таможенных чиновников. Судя по всему, сторона обвинения считает показания этих свидетелей очень важными. Э.А. Бахшецяна обвиняют во внедрении системы контрольных показателей. Система, по хитроумному рассуждению обвинения, выстрелила дуплетом.

Поступления в бюджет повысились. Но в то же время та же система позволила некоторым импортерам в тот же бюджет недоплатить. Следовательно, очень важно доказать, что показатели в приказной форме были доведены до таможенного люда и рядовых импортеров именно генералом. А кто может это подтвердить лучше, чем бывшие соратники, что согласились сотрудничать с предварительным следствием?

Уровень дискуссии может быть продемонстрирован следующим диалогом. Третье апреля. Вопросы задает прокурор, отвечает – Степанюк А.Г., начальник отдела применения системы управления рисками Уссурийской таможни.

– В работе таможни использовались фиксированные суммы таможенных платежей по определенным категориям товаров с одного транспортного средства?

– Я не совсем согласен с термином «фиксированные платежи», но понял, о чем идет речь. Рекомендованный платеж по обуви доводился начальником Уссурийской таможни Петровым Д.В. в феврале 2006 года, 27 числа.

– В чем суть рекомендованного платежа?

– В принципе, это минимальный платеж, который должен был проходить по ГТД. Вопрос касался обуви. По другим товарам не доводилось.

– Петров сообщил, кем был установлен рекомендованный платеж?

– Это, со слов самого Петрова, цифру он получил на совещании в ДВТУ.

– Он сообщил, кто конкретно?

– Разговор шел о начальнике ДВТУ…

После завершения допроса гособвинитель ходатайствует об оглашении протокола допроса свидетеля. Противоречия, мол. Защита возражает, суд разрешает.

– …Вы озвучили в предварительной стадии, что на совещании был установлен фиксированный платеж с одной автомашины. Чем вы можете объяснить противоречие?

– Я не вижу противоречий. О чем говорил Петров, дословно не помню.

– В протоколе допроса на предварительном следствии показания соответствуют действительности?

– Да.

Задача обвинения – закрепить в сознании суда слово «фиксированный», дабы представить дело таким образом, что по наущению Бахшецяна таможенники вместо таможенного тарифа взыскивали нечто незаконное, рассчитанное с одной единицы транспортного средства, а не с одной штуки или с одного килограмма товара.

Защита бросается в атаку.

– Петров, когда доводил до вас платеж в размере 40 тысяч долларов с одного контейнера, он называл его фиксированным платежом?

– Нет, – отвечает свидетель.

Завязывается перепалка. Прокурор устало убеждает, что сакраментальное слово зафиксировалось в сознании свидетеля до начала предварительного следствия, адвокат Н.В.Беловцева активно возражает. Свидетель растерян.

– Вообще, – не выдерживает судья, – гособвинение и защита цепляются за термин.

– Я, – тут уж не выдерживает Бахшецян, – из-за термина двадцать месяцев в тюрьме просидел!

Подобными вопросами на очередных судебных заседаниях пытали и прочих таможенников.

15 апреля. П.Г.Афанасьев, начальник таможенного поста «Полтавка» с 2002 по 2005 годы, полагает, что спорные показатели можно назвать «фиксированными ставками», а можно и «среднестатистическими, как угодно».

А.А.Романцов, начальник отдела собственной безопасности Уссурийской таможни:

– Это не фиксированные ставки, такого понятия в таможенном законодательстве нет. А доводились руководством ДВТУ требования о взимании таможенных платежей по определенной сумме…

– Еще раз можно? – настаивает прокурор.

– Доводились требования платить по установленной планке по видам товаров…

16 апреля. Начальник Гродековской таможни Юрий Ремез. Молодцеватый седой мужчина. Выпускник пограничного училища КГБ СССР.

Отвечая на вопрос прокурора, допускает, что пресловутые расчетные показатели можно назвать фиксированными суммами таможенных платежей с одного транспортного средства по определенной категории товаров и устанавливать таковые незаконно.

Судья настаивает на точности формулировок:

– Вы заявили на допросе, что указание о фиксированных ставках незаконно. Какому закону противоречит это указание?

– Это общая фраза у меня была. Я могу сформулировать по-другому. Нецелесообразно.

– То есть, вы изменяете показания? – уточняет судья.

– Да, на «нецелесообразно».

Л.А. Канин, первый заместитель Юрия Ремеза, после прокурорского вопроса, поступали ли из ДВТУ указания о взимании фиксированных сумм таможенного платежа, ненадолго задумался.

– Что вы подразумеваете под указанием? Это приказ, письмо, распоряжение?

– Я говорю об указаниях – гособвинитель, похоже, немного раздражен дотошностью осторожного свидетеля, ракетчика по первому образованию, но по второму, извините, – юриста.

– Письма приходили из ДВТУ, только можно ли их расценивать как указания? В 2003 году приходили письма, в которых были указаны номенклатура, вид транспортного средства, его объем, платеж с этого транспортного средства. В Гродековской таможне они исполнялись путем анализа. В отделе таможенных платежей делали анализ, в который входило следующее. Брался определенный период работы таможни и указывалось, сколько взималось таможенных платежей с транспортного средства. Средний таможенный платеж с одного транспортного средства, исходя из номенклатуры товаров. Каких-либо указаний или распорядительных документов, как взимать платежи, до меня не доводилось.

И так далее, и тому подобное. Интересно, что все свидетели отметили, что применение контрольных показателей никоим образом не отменяло возможность полноценного таможенного досмотра.

И еще. Сразу после введения этих самых цифр, уж и не знаю, как их правильно называть, боюсь ошибиться, товарные потоки сначала падали. Но через некоторое время, как будто господа коммерсанты привыкали к печальной необходимости платить больше, поближе к закону, внешнеэкономическая жизнь восстанавливалась.

С начала судебного процесса прошло полгода. Однако, судебных трудодней впереди еще много.

Словосочетание «фиксированные платежи» имеет все шансы быть произнесенным еще более тысячи раз. Возможно, многократным повторением этой «мантре» пытаются добавить убедительности.

Сергей БЕЛОЗЁРСКИЙ.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100