Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (761) от 17 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

У Савана карманов нет

Виктория Рябова

Дороже вечного покоя только жизнь
Булгаковский Воланд сказал о москвичах, что людей испортил квартирный вопрос. Если слегка перефразировать его слова и применить к Владивостоку, то это будет звучать так: ”Приморцев испортил могильный вопрос”. В так называемом Законе “О похоронном деле”, черным по белому написано, что могила дается человеку в бессрочное пользование.

В цивилизованном мире все обстоит именно так, впрочем, как и в столице нашей Родины. Из всех кладбищ, расположенных на территории Москвы, ни одно не было уничтожено, несмотря на то, что погосты давно уже находятся в центре города. Напротив, они охраняются властями.

Но стоит отдалиться от главного российского города на восемь тысяч километров к самому синему морю, как отношение к памяти усопших разительно меняется. В Приморской столице возможно все.

«Собака зарыта» в земельном вопросе, потому как во Владивостоке каждый клочок земли на вес золота. Застройщики хватают все без разбору, сносят детские площадки, вырубают скверы, и даже возводят здания на костях.

Такой инцидент произошел в прошлом году. На улице Овчинникова приступили к строительству жилого дома и обнаружили кладбище. Как выяснилось, захоронения на этом месте производились с 1908 года по 1938 год. Тем не менее, человеческие останки вывезли в неизвестном направлении, по слухам даже не захоронив, а стройку продолжили. Как ответили в МУПВ «Некрополь» (городская администрация комментировать этот вопрос отказалась, передав это право похоронщикам): часть человеческих останков, найденных в районе улицы Овчинникова, захоронены на кладбище «Морское», часть с грунтом вывезена в район свалки у станции 1-ая Речка, часть вывезена в неизвестном направлении.

Подумаешь, кладбище, мертвецы, разве это препятствие для решения жилищного вопроса? Как говорят люди, если речь заходит о деньгах, то вопрос о совести не уместен. Так почему же москвичи, где земля стоит значительно дороже, чем в Приморской столице, чтят память своих усопших и не тревожат их покой бульдозерами?

Что грозит современным погостам Владивостока

Во Владивостоке в настоящее время два действующих кладбища: “Морское” и “Лесное”. В народе частенько муссируются слухи, что “Морское кладбище” закрывают и тогда спрос на землю возрастает, и за место на погосте выстраиваются, чуть ли не в очередь.

На этот раз такая информация коснулась “Лесного”.

Не так давно в местных новостях, якобы выступил главный архитектор Приморской столицы, который заявил, что “Лесное” закрывают, а через 25 лет эту землю отдадут под городские нужды.

Хоронить же будут теперь в районе поселка Трудовое. Об этом с ужасом поведала корреспонденту жительница Владивостока, инвалид 1 группы Раиса Федоровна Ляховская. Дело в том, что на этом погосте похоронена вся ее семья: мать, отец и не так давно предан земле единственный сын. Раиса Федоровна поставила надгробия не только родным, но еще при жизни, находясь в уме и здравой памяти, позаботилась о себе.

Сначала несчастная женщина подумала, что ей показалось, и потому перезвонила своей знакомой, которая подтвердила увиденное по телевизору.

Ситуацию прояснили в МУПВ “Некрополь”. Как известно, эта организация занимается хозяйственной деятельностью и производит захоронения на территории обоих погостов “Лесного” и “Морского”.

Комментирует главный инженер муниципального предприятия Борис Пашуков:

“По федеральному закону земля под кладбища отводится на неопределенный срок. Однако, кладбища существуют де-факто, а де-юре нет. Дело в том, что администрация города должна была оформить эти земли еще в 1956 году, но этого не сделала. Поэтому, если прийти и попросить в мэрии участок под застройку коттеджа, то вам его отдадут без лишних вопросов, а все потому, что земля не оформлена как городская собственность. На официальной карте кладбищ просто нет. Сейчас мы заняты именно этим вопросом, то есть юридическими нюансами для оформления земли. Мы впервые за 50 лет сделали работу за городскую администрацию: произвели межевание, возвели забор, построили подпорки и сделали кадастровый план.

Мало кто знает, что земля, отведенная под погосты на “Лесном” до конца еще не освоена. Захоронения производились и производятся на освоенной территории, но это не предел. Оба кладбища “Морское” и “Лесное” вполне соответствуют требованиям по количеству захоронений не только на данный момент, но и на 50 лет вперед. Для этого достаточно 150 гектаров земли. Кроме того, по истечению срока давности возможно и так называемое подселение, то есть поверх одного погребения производится другое”.

Кроме того, МУПВ «Некрополь» предлагает свое решение вопроса по копыловскому колумбарию. Предполагается сие чудовищное сооружение перестроить. Понятно желание бывшего градоначальника, он хотел как лучше, а вышло как всегда. Ящики для урн в этом мемориале были построены по японским меркам 30 на 30 см, когда российские стандартные урны для праха имеют другие параметры 50 на 50 см.

Проект нового колумбария был разработан в Москве с учетом всех копыловских ошибок и недоделок. Безобразие, возведенное японцами, планируется скрыть от глаз мемориальными аллеями и зелеными насаждениями. На стене, где должны были разместиться пять с половиной тысяч урн с прахом, в новом проекте значится уже 20 тысяч. Причем потраченные экс-мэром Копыловым непонятно куда и зачем 4 миллиона долларов, не сравнимы со стоимостью нового проекта – всего 2 миллиона. Но до реализации этой задумки очень далеко по ряду разных причин.

Где деньги, господин инженер?

С деньгами в МУПВ «Некрополь» туговато. Суммы, собираемые за въезд на кладбища и за организацию похорон, идут на содержание погостов и хозяйственные нужды. А так же на захоронение бездомных и отказников. Ежемесячно таких набирается до 50 человек. Реальные затраты на одного покойника составляют до 10 тысяч рублей, государство дает лишь 1.200 рублей, и то не всегда. За каждую копейку приходится судиться. В федеральном законе о похоронном деле каждому гражданину гарантирован перечень минимальных услуг, в том числе и похороны. Однако гарантированная организация похорон чаще всего не подтверждается материально, вот и приходится бремя затрат перекладывать на платежеспособное население.

Кроме того, для работы на кладбищах необходима техника. Например, трактор, чтобы могилы копать. Он есть, но похоронщики устали его ремонтировать – древняя техника просится на покой. Купить новый не хватает средств. По сути, деньги, которые должны быть прибылью, переходят в графу расходы, при этом, не давая возможности предприятию развиваться и покрывать собственные нужды.

Проблема еще заключается и в особенности наших земель на погостах – грунтовые воды. Частенько случалось, что опускаемый в могилу гроб не тонул, и тогда приходилось кидать на крышку гроба кирпичи! Грунтовые воды не дают телу разложиться, и если вдруг пришлось вскрыть могилу, то спустя 15 лет мертвец выглядит как живой. Потому на каждую могилу необходимо высыпать более полутора тонн песка - и это тоже затраты.

Из-за отсутствия средств, похоронщики не могут очистить от мусора территорию кладбищ. Кроме затрат на технику, горючее, необходимо платить за работу и людям. Ведь никто трудиться за спасибо не будет.

Стройка на костях возможна

Если с погостами, расположенными на территории города все более менее ясно, то такого нельзя сказать о кладбищах острова Русский.

Вот где наверняка будет праздник на костях! Ведь ни для кого не секрет, что там скоро развернется грандиозное строительство. Как стало известно корреспонденту, на Русском несколько кладбищ, и кому они принадлежат - неизвестно, во всяком случае, не «Некрополю» это точно. Чтобы выяснить этот вопрос пришлось посылать запрос в администрацию города Владивостока. Однако, комитет по архитектуре и градостроительству Приморской столицы отвечать на поставленные вопросы не стал, а перенаправил их в тот же «Некрополь». Их ответ был известен еще до обращения в мэрию, и все же хотелось узнать позицию администрации. Но чиновники просто отфутболили.

Вот что ответил «Некрополь»:

“Кладбища открываются на неопределенный срок. Работают постоянно, и закрываться не должны. Если принимается решение о закрытии кладбища, то, согласно существующего законодательства, их территория после истечения 25 лет может быть использована под зеленые насаждения, любое строительство запрещено. О новом кладбище МУПВ «Некрополь» ничего не известно. Так же муниципальное предприятие не обладает информацией о погостах на острове Русском, они содержат только кладбище на острове Попова».

По всей видимости, земля на острове Русском находится в руках военных, возможно и местные погосты относятся к их ведомству.

О планах грандиозной стройки на Русском не знает только ленивый. Эта территория предназначена для проведения в 2012 году Саммита стран АТС. Между тем пока неизвестно, развернется ли стройка на территории местных захоронений, или кладбища останутся как мемориальная зона. Не получится ли так, как это произошло на улице Овчинникова? Впрочем, если земля под погостами понадобится для федеральных нужд, то стоит предположить, что с останками церемониться не будут. Хорошо, если перезахоронят, а не свезут на свалку.

Подготовка к Саммиту и особенно строительство моста сделает остров Русский привлекательным и возможно, многие пожелают обзавестись недвижимостью на этой земле. Впрочем, переживать за вечный покой мертвых еще рано, возможно до «прихватизации» этих погостов дело не дойдет, ведь территория острова значительно превышает площадь Владивостока.

Виктория Рябова.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100