Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (736) от 25 апреля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Несогласных - бить?

Анна Селезнева

Борис Ельцин завершил свой земной путь, противоречивый, как и его личность, вызывавшая любовь, восхищение, ненависть, разочарование...

Но в любом случае при нем не было официальных гонений на прессу и журналистов (хотя и тогда были и убийства, и избиения, и судебные тяжбы. Но все-таки было и живое слово, в том числе и на всесильных ныне телеэкранах, не заполоненных шоу). Это время ушло. Какое будет дальше, естественно, неизвестно…

***

Почему журналистов выделяют из общего потока задержанных, избитых, арестованных, из тех, чей бизнес рушится, банкротится, арестовывается? Потому что журналист – лицо публичное. Потому что журналисты, независимо от того, плохие они или хорошие, - это голос общества. Именно поэтому право на гласность, на свободу и независимость прессы, на защиту журналиста во время работы от действий силовиков оговаривается особо во всех международных документах, подписанных и Россией. Потому что и Россия в своей Конституции, в своем законодательстве определила особый статус журналиста…

***

А сейчас – сейчас всё чаще слышно об усилении нажима властей на журналистов. Впервые, пожалуй, за все годы с начала перестройки была дана силовикам команда «фас!». Во время «Марша несогласных» в Москве омоновское начальство не только закрыло глаза на избиение журналистов омоновцами. Оно дало команду хватать всех, в том числе и журналистов, работающих на улицах.

«Во время «Марша несогласных» в Москве и Санкт-Петербурге 14 и 15 апреля милиция задерживала и избивала не только участников акций, но и работающих журналистов. Было задержано около двух десятков сотрудников СМИ, в числе которых Айдар Бурибаев («Русский Newsweek»), Александр Бехтерев (телекомпания ZDF), Давид Эль (телекомпания ZDF), Сергей Пархоменко («Эхо Москвы»), Валерий Панюшкин («Ведомости»), Александр Рыклин («Ежедневный журнал»), Станислав Решетнев (интернет-издание «Каспаров.Ru»), Павел Святенков (АПН), Вячеслав Данилов (ФЭП), Дмитрий Сатанов Олег Кашин, Томас Петер («Reuters»); Алексей Яушев («Фонтанка.Ру»), Кирилл Манжул («Эхо Москвы»), Антон Мухин («Город»), Штефан Штухлик (ARD), Константин Жуков («Дело»), Елена Костюченко («Новая газета»). Кроме того, несколько журналистов были избиты (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest326.shtml#week )».

В России во время работы на уличных мероприятиях в марте-апреле задержано 35 журналистов, а с начала 2007 года - 39 журналистов!

Реакция на действия российских правоохранителей, которые уверены в собственной правоте, не заставила себя ждать.

«Мы осуждаем неадекватное применение насилия в России»!

Уже 16 апреля движение «За права человека» и Московская Хельсинкская группа правозащитников создали общественную комиссию для расследования действий милиции в ходе разгона шествий оппозиции. Правозащитники намерены добиваться возбуждения уголовных дел по фактам «превышения должностных полномочий сотрудниками правоохранительных и административных органов Москвы и Санкт-Петербурга». Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин также готов отстаивать интересы граждан, пострадавших от действий правоохранительных органов в ходе «Маршей несогласных». Союз журналистов России распространил заявление, в котором содержится протест против действий правоохранительных органов в отношении журналистов, освещавших протестные акции. «Мы требуем от Генерального прокурора провести тщательную проверку заявлений пострадавших журналистов, возбуждения уголовного расследования, в том числе по статье «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов», а также провести проверку закрытых ведомственных инструкций МВД, допускающих откровенное нарушение закона», - говорится в заявлении СЖР. Комиссия Общественной палаты призвала «руководство МВД РФ немедленно рассмотреть наметившуюся опасную тенденцию применения силы против журналистов, выполняющих свои профессиональные обязанности». Резкий международный протест вызвали действия российских силовиков: не только «Международная амнистия», но и Глава Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден, Еврокомиссия, Союз журналистов Германии, администрация США и другие.

Вместо штрафа – уголовное дело и остановка крупнейшей общественной телеорганизации

Все российские телевизионщики (и не только!), без сомнения, прекрасно знают, что такое «Интерньюс». Независимая общественная организация, которая обучала региональных телевизионщиков, проводила семинары, конкурсы, вручала премии, отправляла телевизионщиков на учебу и в командировки…

18 апреля 2007 года в организации Фонд «Образованные медиа» (правопрeемник АНО «Интерньюс») сотрудники Департамента по экономической безопасности МВД России в течение 11 часов производили выемку финансово–хозяйственных документов и электронных носителей (все основные серверы). Официальная причина - уголовное дело, возбужденное против руководителя организации Мананы Асламазян, которая в январе 2007 года, при прохождении таможни, возвращаясь из частной поездки в Париж, не задекларировала в установленной форме валюту. Обычно такой проступок квалифицируется таможенными органами как административное правонарушение и карается штрафом в 2000 рублей максимально. В данной ситуации, похоже, что это стало удачным поводом для наступления на общественные организации… Потому что административное нарушение частного лица Асламазян стало поводом для масштабного обыска и изъятия документов у лица юридического.

Академия российского телевидения, Национальная ассоциация телерадиовещателей, Союз журналистов России, Фонд защиты гласности обратились тогда в Генеральную прокуратуру России с письмами, в которых содержалась просьба учесть репутацию Асламазян, ее вклад в развитие телевизионной индустрии и оценить правомерность возбуждения уголовного дела по столь незначительному поводу.

Сейчас работа Фонда остановилась: отключен сайт, не функционируют базы данных, не работают серверы, в том числе почтовый, бухгалтерский, сервер с методическими планами и программами, по которым проводится обучение. Нет возможности проводить объявленные семинары: нет способов получать заявки, отправлять счета, проверять исполнение заключенных договоров. Изъяты все видеосерверы, на которых сохранялись студенческие работы и телевизионные проекты (программы «Провинция» и «Персональный счет»).

Представители фонда обратились в Генпрокуратуру за разъяснениями, насколько законны действия следствия и сотрудников МВД по уголовному делу, возбужденному в отношении действий физического лица, не связанных с действиями возглавляемого им юридического лица.

Из Заявления фонда «Образованные медиа» (ранее – «Интерньюс»):

«…Мы полагаем, что внесли серьезный вклад в успех многих региональных телерадиокомпаний, в становление сотен менеджеров, журналистов и специалистов, которые на наших учебных семинарах, в производимых телепрограммах и программах по обмену, на наших конференциях и конкурсах набирались опыта, крепли как профессионалы и даже получали новые специальности… Мы много лет работали для того, чтобы в России росло и развивалось региональное телевидение, нужное людям и стране».

«Фонд «Образованные медиа» приостанавливает свою деятельность временно. К сожалению, мы вынуждены это сделать.

Наша организация не чувствует за собой никакой вины и убеждена, что занималась полезным и важным делом. Мы не хотим политизировать происходящее, потому что всегда были приверженцами, прежде всего, профессиональных и взвешенных оценок. Но весь последний год мы замечаем, с какой настороженностью, а иногда и с подозрением правоохранительные органы относятся к нашей деятельности. После случившегося мы опасаемся, что нашим партнерам будет нелегко решиться отправлять своих сотрудников на наши мероприятия.

… приостановка деятельности не означает закрытия Фонда «Образованные медиа».

Редакторы становятся неугодными

Смена редакторов ныне или их преследование (вплоть до уголовного) явление ныне весьма распространенное… Ставрополь и Камчатка, Башкирия и Поволжье – почти каждый день появляется информация о смене неугодных местной власти редакторов в зависимых от них газетах, или нажим –прежде всего финансовый и экономический на тех, учредителями которых власти не являются. А уж если не получается ни то ни другое, и выживают эти упрямые СМИ, тогда – и уголовные дела против журналистов и редакторов, и аресты газет, а то и отправляют в психушки, как журналиста Андрея Новикова (город Рыбинск). Журналист он известный - с начала 90-х годов работал политическим обозревателем в “Литературной газете” и журнале “Век ХХ и мир”, публиковался в журналах “Новый мир”, “Знамя”, “Дружба народов”, “Юность”, “Москва”, “Звезда” и др. В последние годы один из авторов аналитических статей для агентства “Чеченпресс”. Независимый журналист из города Рыбинск задержан 5 декабря 2006 года за два неопубликованных электронных письма, в которых прокуратура усмотрела нарушение пункта 1 статьи 280 Уголовного кодекса РФ (“публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Сам Новиков свое авторство этих писем не отрицал, но указал, что это – литературные произведения (а не призывы к кому-либо)). 43 дня Новиков провел на принудительной психиатрической экспертизе, в новогоднюю ночь избит при попустительстве лечебного персонала Ярославской областной больницы. 14 февраля Новиков вновь помещен в психбольницу, лечение, вначале оформленное как добровольное, вскоре на суде, проходившем прямо в помещении психбольницы, было переоформлено как принудительное. Суд назначен на 4 мая. Без участия подсудимого и с соблюдением минимума формальностей суд может проштамповать обвинительный приговор, которого потребует прокуратура.

А права журналистов специально защищает Закон и международные соглашения!

Анна Селезнева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100