Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (735) от 18 апреля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

«Вас тут не стояло!»

Валерий КУЦЫЙ

ОЧЕРЕДИ ЗА ДЕФИЦИТОМ
Существенной приметой развитого и не очень развитого социализма были длинные очереди в магазинах. Большинство населения, не имевшее доступа в закрытые распределители и знакомства с работниками торговли, изрядную часть своей жизни тратило на то, чтобы эту самую жизнь каким-то образом поддержать.

Мы привыкли к тотальному дефициту, при котором все дешево, но ничего просто так не купишь – надо либо «доставать» по блату, либо бездарно расходовать время, отпущенное нам для пребывания на грешной земле, часами топтаться среди таких же жаждущих осчастливиться вареной колбасой, сыром, конфетами «Птичье молоко» и другими продуктами питания. А очереди с записью за холодильниками, за коврами, за секретерами, не говоря уже об автомобилях! А множество народу, ожидающего, когда откроется ГУМ, чтобы первыми ворваться туда и с квадратными глазами метаться по отделам, ошалело вопрошая: «Что выбросили?». А неимоверные трудности с приобретением билетов на самолет или поезд в период летних отпусков!

Был, впрочем, во всем этом и положительный момент: нас не изводила, не доставала на каждом шагу реклама, если не считать настоятельных призывов бороться за мир, летать самолетами Аэрофлота и хранить свои деньги в Сберегательной кассе. Правда, и с миром, и с самолетами, и с хранением денег в конечном счете получилось не совсем так, как хотелось, но об этом чуть позже.

ЧТО РАЗВАЛИЛО СССР?

Неизвестно, сколько бы еще выдержала страна со своим предельно централизованным планированием, с противоестественной затратной экономикой, при которой деньги, вырученные от продажи товара, не окупают средств, затраченных на его производство, если бы не произошло то, что рано или поздно должно было произойти. Проигранная «холодная война» с Западом, безрассудно начатые и крайне неудачно протекавшие боевые действия в Афганистане, серьезнейшее падение мировых цен на нефть, что повлекло за собой резкий рост государственного долга и столь же резкое сокращение золотовалютных резервов, потерю кредитоспособности, а значит, невозможность удовлетворять потребности людей хотя бы на прежнем уровне, - всё это месте взятое, но никак не бумага, подписанная в Беловежской пуще тремя известными деятелями и лишь зафиксировавшая истинное положение дел, стало главной причиной краха системы, развала великой страны.

Вот тогда-то произошло неизбежное: новые люди повели страну по новому пути, и кто бы как бы ни ругал Гайдара, именно в его короткую бытность главой правительства прилавки быстро заполнились товарами, народ вместо несъедобных талонов получил реальные продукты питания, была устранена назревавшая опасность бунта и даже гражданской войны. Таково мое твердое убеждение; кто-то думает иначе – что ж, это его право.

ПОДМЕНА ДЕМОКРАТИИ БЮРОКРАТИЕЙ

К тому же я не собираюсь отрицать крупных ошибок в приватизации. Цели ее были самые благие – покончить с государственным беспределом в экономике, всех нас сделать собственниками. А вот исполнение – ни к черту. В значительной мере это стало причиной расслоения народа на бедных и очень богатых при малочисленности среднего класса, который как никакой другой служит процветанию и стабилизации общества.

И еще: не надо закрывать глаза на то, что демократию у нас очень быстро и ловко подменила бюрократия, власть чиновников, создавших даже собственную «медвежью» партию, которая пользуется поддержкой и покровительством президента Путина. Новая номенклатура, состоящая из депутатов, государственных и муниципальных служащих, судей и прокуроров, крепко держит в руках бразды правления страной, пользуется немалыми привилегиями, без конца повышает без особой огласки свои зарплаты и пенсии, распространяя в то же время через свой обширный пропагандистский аппарат информацию о росте народного благосостояния.

НА ФОНЕ БЕЗУДЕРЖНОЙ РЕКЛАМЫ

И смотрите, что получается. Владивостокские магазины не чета, разумеется, московским, но и у нас нет нужды занимать с ночи очередь за продуктами. От рекламы мясных изделий, одежды, стиральных машин, унитазов и прочих совершенно необходимых вещей просто-таки не знаешь куда деваться. Некоторые фирмы предпочитают продвигать свои товары в народ посредством поэзии особого рода, безымянные стихотворцы слагают вирши по известному образцу:

Если хочешь сил моральных
И физических сберечь,
Пейте соков натуральных -
Укрепляют грудь и плеч.

Всё так, но… Но многим бюджетникам, равно как и пенсионерам, после расчетов с ненасытным ЖКХ остается только полюбоваться пакетами с этими замечательными соками и усладить свое обоняние запахом копченых кировских колбас. А разве мало тех, для кого изгнание из торговли китайцев с их дешевыми товарами превратило новые штаны или куртку в недостижимую мечту? Это в правительстве разработали, а в Госдуме приняли такой закон.

Иногда задаешься вопросом: и как же это мы ухитрились одновременно собрать в столице нашей любимой родины столько идиотов? Зато очередей, вы скажете, теперь нет. Ой ли?

ОЧЕРЕДЬ К ЧИНОВНИКУ, чтобы уважали...

Ошибаетесь, уважаемые читатели. Они, то есть очереди, были, есть и будут, ныне, присно и во веки веков. Сейчас дефицита нет, так мы перед работниками прилавка заискивать перестали, не мечтаем быть на короткой ноге с товароведом или даже с самим завмагом. Мой командир отделения младший сержант Бербеницкий говорил: «Если солдат хотя бы за десять минут не услышит ни одной команды, он подумает, что может обходиться без старших по должности и званию».

Чиновник такой ситуации допустить не может, он желает, чтобы мы постоянно ощущали зависимость от него, испытывали перед ним трепетание во всех своих членах. Лучший способ для этого – выдержать человека в очереди, как вино в дубовой бочке.

Кроме того российский чиновник на редкость бездеятелен, ленив и абсолютно безразличен к своей работе. Что-нибудь улучшить, усовершенствовать, организовать должным образом – для него совершенно невозможное дело. Да пошло оно всё куда подальше, пропади оно пропадом, гори синим пламенем! Не отсюда ли, не от безразличия ли, лени и стремления утвердиться в своем бюрократическом «я» растут ноги у всех этих очередей? И вот вам примеры.

В декабре 1999 года я должен был явиться на комиссию для установления инвалидности после инфаркта. Прихожу к 10 утра, точно в назначенный час (есть у меня такая дурная привычка) – и что же я вижу? В коридоре полно народу, все, за малым исключением, старики, все тоже вызваны на 10 часов. Приглашают в кабинет по одному, проходит час за часом, ожидание кажется бесконечным, сидячих мест – раз, два и обчелся. И заметьте, это не за колбасой очередь, это очень больные, очень пожилые люди, которым и без того плохо, а уж о том, каково им подпирать стены в коридоре поликлиники – и говорить нечего.

ОЧЕРЕДИ ЗА ЗДОРОВЬЕМ, ЗА ЖИЗНЬЮ

Стараясь в своих публикациях не поддаваться эмоциям, приходится иногда наступать на горло собственной песне, смягчать высказывания о каких-то фактах. Но невозможно сдержать себя, когда снова и снова обращаешься к теме дополнительного лекарственного обеспечения, проще говоря – отоваривания льготных рецептов.

Мало того, что по милости Минздравсоцразвития льготники месяцами не могут получить того, без чего невозможно сохранить остатки здоровья, так наши местные чиновники тоже предпринимают усилия, чтобы инвалидам и старикам жизнь медом не казалась. Я имею в виду сокращение числа аптек, в которых отпускаются бесплатные лекарства. Когда-то их выдавала аптека № 33, но это уже из области преданий.

Естественно, увеличились очереди раздраженных льготников в другой аптеке, расположенной в центральной части Владивостока, - аптеке № 16. Люди часами толпились в небольшом помещении и зачастую уходили с пустыми руками. Бесконечно терпеть такое безобразие было нельзя. Поскольку самое радикальное средство от перхоти – отрубить голову, то медицинское начальство решило закрыть льготный отдел и в этой аптеке. Очереди в других, понятно, еще больше увеличились, да и путь к ним для проживающих в центре не близок.

Мои надежды, что возвысит по этому поводу свой голос городской Совет ветеранов, не оправдались – его, мне кажется, больше интересует судьба некоторых узников совести во владивостокском СИЗО. Поэтому я на всякий пожарный случай распространяю через «Арсеньевские вести» следующее сообщение: есть у нас такой Андрей Вениаминович Калинин – председатель комитета фармако-экономического анализа и лекарственного обеспечения департамента здравоохранения администрации Приморского края. Вот такая трудновыговариваемая должность. Телефон его приемной – 41-34-91.

А департаментом здравоохранения в целом руководит Ушаков Владимир Георгиевич, и номер телефона его приемной – 41-35-14. Если секретарши господ Калинина и Ушакова будут откликаться на звонки наших читателей и соединять их со своими патронами, то Андрей Вениаминович и Владимир Георгиевич получат замечательную возможность узнать всё, что мы о них думаем.

Надо признать, что здравоохранительные очереди ведут себя сравнительно тихо, сил у больных стариков хватает только на угрюмое ворчание да нелестные замечания в адрес властей вплоть до президента Путина.

ВЫВЕРНУТЬ СВОИ КАРМАНЫ - ТОЖЕ ОЧЕРЕДЬ!

Редко разыгрываются бурные сцены и тогда, когда надо проторчать целый день в душном помещении какого-нибудь сбербанка, чтобы получить грошовую компенсацию за вклады, внесенные нами до 1991 года. Мне, например, это не по силам, и моя компенсация уже второй год лежит нетронутой. А тихо в основном потому, что вкладчики в большинстве своем тоже люди пожилого возраста, сознающие бесполезность любых притязаний к ограбившему их государству.

Граждане помоложе, которых несколько больше в очередях, возникающих по другим причинам, ведут себя раздражительней, вступают в перепалку между собой, вытаскивая откуда-то из исторической памяти сакраментальную фразу: «Вас тут не стояло!». И знаете, я их понимаю. Но почему нельзя так принимать коммунальные платежи, чтобы обходиться при этом без очередей?

Многие банки, правда, предлагают такую услугу – самостоятельно переводить деньги с вашего счета по квитанциям коммунальщикам и энергетикам. Но согласиться на это можно лишь при соблюдении двух условий: во-первых, у вас должен быть этот самый счет; во-вторых, коммунальные предприятия и Дальэнерго обязаны вести себя прилично, что имеет место далеко не всегда.

Взять хотя бы последний факт, когда 120 тысяч владивостокцев получили квитанции, в которых указывались несуществующие долги по уплате за электроэнергию. Банк не имеет возможности разбираться, реален такой долг или у энергетиков забарахлил компьютер, он перечислит ваши деньги и будь здоров. Когда же квитанция приходит домой к потребителю, у него появляется альтернатива: либо махнуть рукой, сказать «А пошли они все…» и заплатить, либо собственноручно отправиться на место преступления для разборки, потому что по телефону вы ничего никогда не добьетесь.

И вот вы приходите, а там что? А там, ясное дело, очередь, состоящая из ни в чем не повинных людей, на которых почему-то возлагается обязанность за счет своего времени и своих нервов исправлять чужие ошибки. Мудрено ли, что порой свое раздражение вы изливаете не на бюрократический беспредел, а на рядом стоящих и сидящих ваших соотечественников, тоже, между прочим, без вины виноватых.

НЕЖИВЫЕ ОЧЕРЕДИ

До сих пор мы вели речь об очередях «живых», составленных из людей, образно говоря - дышащих в затылок друг другу, но случаются и очереди, в которых граждане заочно, даже не будучи знакомы между собой, ждут своего счастья годами. Это и социальное жилье, каковое, по непроверенным слухам, где-то вроде бы строится, но только не у нас в Приморье. Это и места в детских садиках – их в копыловскую эпоху было закрыто свыше двух десятков, а теперь надо вновь открывать, чтобы российские женщины могли, выполняя предписание президента Путина, повышать уровень деторождения. Надо дожидаться своей очереди для ремонта крыши, подъезда, отопительной системы в доме… Всего не перечислишь, да и нет смысла – уж больно этого всего много.

НА ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ НАС ТОЧНО “НЕ СТОЯЛО”

Мы без конца выслушиваем заявления о последовательном росте уровня жизни в нашей стране. И он действительно растет – разве не шикует некоторая часть россиян на фешенебельных заграничных курортах, не покупает автомобили ценой в несколько десятков тысяч долларов, не обзаводится особняками и целыми поместьями, о каких мечтать не могла прежняя привилегированная номенклатура? Не проводят время в ночных клубах, казино и подпольных борделях? Разве не ездят на казенных машинах, для которых не существует никаких законов и правил, потому что вместо прежних с помпой ликвидированных знаков отличия на них установлены госномера со специальными сериями, хорошо известными гаишникам?

Нас, рядовых обывателей, на этом празднике жизни «не стояло», а «стояло» нас в многочисленных очередях, где не встретишь ни чиновника, ни депутата высокого уровня, ни лидеров политических партий, всецело преданных народу и зовущих его идти вперед и выше. Куда вперед, куда выше? А кто его знает…

Валерий КУЦЫЙ.

Рисунок Евгения МЕРКУРЬЕВА.

P.S. Спикер Госдумы, он же лидер «Единой России»» Борис Грызлов неосторожно заявил, что министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов должен уйти в отставку.

В самом деле, почему бы не уйти? Громоздкое министерство, возглавляемое Михаилом Юрьевичем, будет, по всей видимости, размножено путем деления. И тогда у нас вместо одного появятся сразу два Зурабовых, один из которых сразу вернется к продолжению столь успешно начатой им пенсионной реформы, другой продолжит целеустремленно реформировать здравоохранение.

Или президент Путин все-таки наберется духу, чтобы расстаться со своим любимцем, и тот даже если не окажется в некоем учреждении, в котором, по убеждению Глеба Жеглова, следует находиться такого рода гражданам, то хотя бы переквалифицируется согласно своим дарованиям из министров в управдомы.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100