Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (725) от 7 февраля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Перепахивать привычки

Г. ЛЕОНТЬЕВ

Еще в 1954 году Терентий Мальцев показал агрономам, приехавшим в его деревню на совещание, безотвальную обработку почвы на глубину 6-8 см. Его ученик, биолог Игорь Востров позже расшифровал невидимую работу микроскопической «скотинки» (выражение

Т. Мальцева) в условиях безотвального земледелия.

Для непрерывной работы почвенных микробов по созданию плодородия пахарь должен кормить их органической пищей –

остатками растений, соломистым навозом или компостом, заделывая все это в верхний слой почвы не глубже 8 см, так как «фабрика» плодородия работает только в аэробных (с доступом воздуха) условиях. Обо всем этом очень популярно рассказал Игорь Востров в статье «Живое тело почвы» («НСиФ» № 4, 2002). Первую свою фундаментальную научную работу на эту тему он сумел опубликовать лишь в 1989 году под заголовком «Рациональное использование микроорганизмов для повышения потенциального плодородия почв», хотя необходимые научные данные для нее были собраны еще в 1955-59 годах, когда в качестве сотрудника Институ-та микробиологии АН он пять

летних сезонов работал на полях колхоза, где Терентий Мальцев внедрял в производственном масштабе свою систему агроприемов безотвального земледелия.

«Большая наука» в СССР официально не отрицала идею безотвального земледелия, но и не поддерживала ее. «Собственные привычки иногда перепахивать труднее, чем землю», – заметил по этому поводу Терентий Мальцев.

Печальное зрелище

Летом в коллективных садах можно видеть, как в места сбора мусора свозят горы выполотых сорняков, зеленой ботвы от корнеплодов, капустных листьев, срезанных веток кустарников. Это же ценнейший органический материал для пополнения плодородия точны!

Картина хлебных полей после уборки зерновых тоже представляет собой печальное зрелище. Копны соломы остаются на зиму, потом весной их сжигают. Мало того, что почвенные микроорганизмы при такой варварской агротехнике лишаются необходимой им пищи – их вдобавок убивают в плотной, неразрыхленной сразу же после прохода комбайна почве. Если где-то и поднимают осеннюю зябь, то делают это плугами с отвалами, устилая поля глыбами-чемоданами.

Чтобы окончательно «перепахать привычки» в земледелии, потребуется еще немало сил и времени. Пока что абсолютное большинство российских агрономов и фермеров не понимает микробиологической жизни той пашни, на которой они выращивают урожай. В нашей Челябинской области областные «командиры» сельского хозяйства восторженно сообщали, что по использованию гербицидов достигнуты рекордные показатели (на складах скопились запасы химических ядов). Как результат химического отравления пашни, средняя урожайность по области в следующем 2002 году оказалась всего 13 ц/га. Об этом сообщили официально те же «командиры», но уже с обязательными в таких случаях ссылками на «неблагоприятные погодные условия».

Если вспомнить, что у нас в России агрономическая наука строилась в конце XIX-начале XX века исключительно на основе органического земледелия, а публикации на страницах «НСиФ» о пользе органического земледелия, у истоков которого в Америке стояли отец и сын Родейлы, дают достаточно научной информации для пересмотра старых привычек, то есть надежда, что преподаватели сельхозвузов снабдят студентов необходимыми знаниями для полного и окончательного излечения нового поколения от «безумия пахаря».

Мои ориентиры

Напишу несколько строк о своем опыте практического освоения органического земледелия. Вдохновленный идеями о цепочке здоровья «почва – питание – человек» из книги Р. Родейла «Наши следующие рубежи» (начало см. в «НСиФ» № 16, 1994 год), решил вырастить урожай картофеля не менее одной тонны с сотки, то есть, с каждого кв. метра не менее 10 кг клубней. Я получаю приличные урожаи моркови, капусты, тыквы, кабачков, но картофель пользуется наибольшим покупательским спросом. Обычно заказывают его еще в начале лета, а забирают осенью, после сообщения о готовности заказа.

Раньше поля СССР страдали от химизации, сейчас усилиями академической науки для российской пашни наступает эра трансгенных растений. Ведется работа, чтобы двинуть на потребительский рынок генно-модифицированную картошку, на которую не будет садиться даже колорадский жук.

Свой опыт начал с того, что весной выбрал необработанный с осени уголок земли, где росли тыква, кукуруза, бобы, горох (все вместе). Стебли и листья остались там под зиму в качестве мульчирующего покрова. Весной я только слегка присыпал полуперепревшую массу тонким слоем компоста.

Посадку произвел 28 мая долями, нарезанными из очень крупных клубней сорта Невский и Весна. Остановился на методе посадки, рекомендованном профессором Петровской сельхозакадемии (ныне Академия имени Тимирязева) Р.И. Шредером в его книге «Русский огород, питомник и сад», изданной в 1877 году (есть и более поздние издания, всего их было десять).

После появления всходов – первое окучивание, к началу бутонизации – второе. Здесь ничего нового не применял. Ботву скосил в конце августа, урожай выкопал 5 сентября. Общий вес с 25 кв.м – 120 кг. Учитывая заключение И.Вострова, что чудеса происходят только на второй год, результатом остался доволен. На фото в корзинке, что в левом углу кадра, урожай сорта Весна, собранный с четырех кустов. Позади меня заросли бобов и укропа, всего три сотки. Собрав необходимое количество семян, остальную массу – стебли, листья, стручки, осенью заделал в почву (неглубоко).

Участок подготовленной земли получился не слишком привлекательным на вид из-за торчащих кое-где стеблей, зато микроскопическому населению почвы растительного корма будет вдоволь.

Еще на 2,5 сотки купил КАМАЗ побуревшего перегноя. Сколько там было тонн – не взвешивал. Всю массу распределил равномерно и после дождей заделал неглубоко в почву. А в конце июля на половине сотки заделал заросли бобов во время их цветения. Через два месяца зеленая масса перепрела до белых нитей. Чудесные работяги – наши кормильцы-микробы!

Этой весной какой-то из участков по уровню плодородия должен «потянуть» на урожай клубней в одну тонну с одной сотки. Это будут сто квадратных метров живой земли. И в каждой ее горсти – мой труд.

Г. ЛЕОНТЬЕВ, «Новый садовод и фермер».


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100