Экономика
Золотой Рог - мост с небес на землю
Марина ЗАВАДСКАЯ
О мосте через Золотой Рог так долго говорили, что он в незапамятные времена, в 1960-61 годах, плавно отъехал в раздел «мечты» и стал неувядающей темой дипломных работ студентов-архитекторов.
А после того, как мэр Черепков, а потом и мэр Копылов вынули эту мечту из нафталина и встряхнули перед горожанами… И чиновники съездили в Швейцарию, чтоб ознакомиться с сооружениями подобного типа… И даже было создано акционерное общество «Альбатрос»… В общем, мост переместился в раздел «после дождичка в четверг», а всякое упоминание о нем стало считаться признаком дурного тона.
И вдруг…
И вдруг – вот он, проект! О мосте говорят всерьез! И даже приглашают на общественные слушания!..
Ну если да, то почему бы и нет?
ВСЕ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ, ТОВАРИЩ!
Поначалу ничто не предвещало неприятностей. В малом зале «Нептуна», правда, собралось не слишком много народу – не более 300 человек. Все-таки четверг, 14-е декабря – рабочий день, да и время – 15 часов – тоже рабочее, полупустой зал объясним…
Председателем слушаний планово избрали Николая Мещерякова, представителя краевого департамента дорожного хозяйства: в конце концов, мост – это тоже дорога.
Николай Аржанов, представитель городской администрации, напомнил о неудобствах, создаваемых для горожан отсутствием моста, упомянул об удобствах, которые создаст присутствие моста, и осторожно намекнул, что строительство моста затронет интересы ряда юридических и физических лиц.
Затем председательствующий пригласил на сцену представителя разработчиков и предупредил зал, что у представителя слабое зрение, так что докладывать он будет сидя. Как оказалось, проблемы у докладчика не только со зрением.
Говорил он медленно. Сначала рассказал о коллективе разработчиков проекта, об их прошлых заслугах, затем стал рассказывать про анкера и пилоны… Из зала закричали:
- Это же общественные слушания, здесь не инженеры собрались, а общественность, говорите по-человечески!
Но проектировщик еще минут пять говорил для инженеров, а потом вдруг спросил:
- Может, вам не нужны инженерные подробности, может, вам лучше попросту?..
Затем выступили другие проектировщики, и чем больше они говорили, тем больше у общественности в зале возникало вопросов.
- Вот в Астане, столице Казахстана, построили цирк в виде летающей тарелки, и туристы валом валят, чтобы посмотреть на это, - спросили из зала. – А ваш мост – он что символизирует? Повалят ли валом туристы, чтоб на него посмотреть?
Проектировщики с ответом затруднились.
- Вы планируете выход на Русский остров, а ведь там земля принадлежит военным. Вы уверены, что они легко ее отдадут? Вы уже договорились с ними?
Проектировщики с ответом затруднились.
- По вашему проекту мост проходит над памятником морякам торгового флота, погибшим во время войны. Неужели нельзя мост сдвинуть в сторону?
- А тогда на пути моста окажется церковь, - пояснили проектировщики. – А к церквам нынче отношение трепетное…
Конечно, к погибшим у нас отношение совсем другое.
- Мост будет в «красных линиях» или под ним останутся жилые дома?
- Да, под мост выделяются «красные линии» - пояснили проектировщики. – Строения под ним могут остаться, но не жилые. Жилые будут расселены и снесены на расстоянии 25 метров от моста.
- А когда начнут строить жилье для расселения и за чей счет?
Проектировщики с ответом затруднились.
- А к кому обращаться по социальным вопросам по мосту?
Проектировщики с ответом…
ПОНТЫ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Но тут на сцену бодро выскочил эксперт, профессор ДВГТУ Валентин Аникеев, помнящий еще проекты 60-61 годов, и пояснил:
- Этот мост не имеет почти никакого отношения к социальным вопросам! Пассажирских маршрутов через мост не будет! Пешеходных тоже! Проезд будет платным! Экономически высоководный мост невыгоден: нет такого грузопотока. Мост не окупится никогда! Но есть внеэкономические интересы. Мост строится как продолжение федеральной трассы, чтобы связать полуостров с Русским островом – для форума АТЭС, который будет в 2012 году!
Общественность в зале пораскрывала рты.
Когда первый шок от пояснений эксперта прошел, из зала прозвучал вопрос:
- Так уникальность моста в том, что жители города им пользоваться не будут?
Проектировщики не ответили…
Наконец председательствующий Николай Мещеряков стал подводить итоги:
- На общественных слушаниях по предоставлению земельных участков под строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог зарегистрировались 202 человека и ни одной общественной организации… В ходе слушаний разногласий между заказчиком и общественностью не выявлено… Решено: согласовать.
Подведем итоги и мы.
ЗЕМЛЯ, ПРОЩАЙ!
В кинотеатре «Нептун» 14 декабря общественности отвели глаза. Есть такой прием. Раньше его считали колдовством, а сейчас – ничего, наука.
Присутствовавшие в зале люди были уверены, что обсуждается мост. Будущий. СМИ также написали: «…состоялись общественные слушания по поводу строительства громадного моста через бухту…»
А ведь в объявлении, опубликованном в «Красном знамени Приморья» и вывешенном на сайте горадминистрации, говорилось совершенно определенно: «Администрация города Владивостока информирует о возможном (предстоящем) предоставлении земельного участка Департаменту дорожного хозяйства Администрации Приморского края в районе бухты Золотой Рог для размещения мостового перехода через бухту Золотой Рог в г. Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 “Уссури” Хабаровск - Владивосток с о. Русский».
Земля – вот цена вопроса! Мост – еще неизвестно, будет ли построен, поскольку и про форум АТЭС неизвестно, во Владивостоке ли он будет в 2012-м году. А земля уже выделена. Причем на совершенно законных основаниях, с участием и одобрением общественности!
Обо всем говорили на слушаниях: о длине моста, высоте, съездах, заездах и тоннелях, об источнике финансирования и материалах… А вот о самом главном, о теме слушаний – земле – говорилось вскользь. Ну да, упомянули, что кое-что снесут. «Подумаешь, там частный сектор и пятиэтажка панельная, да жильцы сами рады будут, что переедут в нормальное жилье…» Не были названы ни конкретные адреса, ни площадь земли, «согласованная» под мост.
Все, что «под мостом», снесут – это однозначно. А там - хоть мост не стройся. Земля-то никуда не денется!
В отличие от проектируемого моста, земля – сама по себе величайшая ценность. И уж она-то окупится…
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Вантовый мост через Золотой Рог
Заказчик: департамент дорожного строительства администрации Приморского края.
Проектировщики: ОАО «Ленгипротранс», ЗАО «Гипростроймост» (СПб), ОАО «Приморгражданпроект» (Владивосток), «Ленхард Андре и партнеры» (Германия).
Сейчас мост находится в стадии «проект», с февраля 2007 года – «рабочий проект». Начало строительства планируется в 2007 г., завершение – в 2010 г. Финансирование строительства моста планируется из Инвестиционного фонда.
Высота моста над зеркалом воды 67 метров. Высота опор-пилонов 230 метров. Протяженность пролета над морем 737 метров. На Чуркине въезд на мост – с Калининской, съезд – на Калининскую и Харьковскую. В центре на Орлинке въезд на мост – с Гоголя, Луцкого, Суханова и пр. Красоты, съезд – на Вс. Сибирцева.
Мост планируется продолжением федеральной трассы М-60 «Уссури» (Хабаровск-Владивосток) с дальнейшим выходом на о. Русский через планируемые мосты от м. Токаревского до Канала и от п-ва Назимова до Подножья.
Проезд по мосту – платный. Движение 6-полосное. Пассажирский транспорт и пешеходы на мост не допускаются.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: