Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (718) от 20 декабря 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Китайский тигр готовится к прыжку

Евгений НЕПОМНЯЩИЙ

В прошлом номере мы обещали рассказать о китайском автомобилестроении. Сегодня мы начинаем писать на тему, которая, увы, возможно, станет актуальной для приморцев.

Автомобилестроение в Китае было создано в 50-х годах прошлого века с помощью наших специалистов. Первый автомобильный завод вступил в строй в 1956 году в городе Чанчунь, и тогда же приступил к производству грузовиков «Цзефан» («Освобождение»), которые являлись точной копией российского грузовика ЗИС-150.

В 1959 году завод освоил выпуск легкового автомобиля высшего класса «Хунци» («Красное знамя»). Все автомобили высшего класса, выпускаемые в коммунистических странах, (за исключением чешской «Татры»), являлись плохими копиями американских машин. Например, ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» скопированы с американского «Паккард-Карибиен» 1956 года. А китайский «Хунци» был плохой, ну очень плохой, копией ЗИЛа-111 и «Чайки».

В Нанкине выпускали ГАЗ-51. Пекинские автозаводы – джипы, напоминающие ГАЗ-67. Но все они отличались очень-очень низким качеством. О массовых автомобилях тогда, разумеется, никто и не думал. При власти трудового народа автомобилизация считалась явлением идеологически чуждым.

Китайский труженик должен был думать о том, как воплотить в жизнь идеи Мао Дзедуна, а не разъезжать на машинах. Автомашины предоставлялись лишь очень важным «Ганьбу» - тогдашним китайским номенклатурным VIPам. Пределом же мечтаний простых китайцев был велосипед.

Так прошли 50-е, 60-е и 70-е годы. Прошумела «культурная революция”, отгремели бои за остров Жень-Бао-Дао (Даманский), была разгромлена «банда четырех», но все оставалось по-прежнему.

Но наступил 1978 год, в стране началась экономическая реформа Дэнсяо-пина, то есть возвращение к старому доброму капитализму. Но под идеологическим контролем компартии. Как говорил архитектор китайского «экономического чуда», «неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей».

Вернемся к автомобилям. В 80-х годах в китайском автомобилестроении начался заметный рост производства: на заводе в Тяньцзине стали выпускать японские «Дайхацу», в Гуаньчжоу - «Пежо», в Ухане - «Ситроены», на Пекинских заводах - американский «Джип-Чероки».

Но самой массовой китайской машиной стал «Фольксваген-Сантана», который стали выпускать на новом заводе в Шанхае.

В 80-е годы по мере развития капитализма рос и жизненный уровень. Появились первые частные автомобили, но об экспорте речи, разумеется, не было, ненасытный внутренний рынок подбирал все.

Да и крайне низкое качество китайских машин и вопиющая техническая отсталость не позволяли выпускать автомобили в сколько-нибудь заметных объемах. В конце ХХ-го – начале ХХI-го веков свои филиалы в Китае имели практически все ведущие автомобилестроительные фирмы мира. Спрос на внутреннем рынке стимулировал производство, хотя, о производстве современных речь не шла, особо убого смотрелись китайские грузовики тех лет.

По мере развития производства и насыщения внутреннего рынка неизбежно встал вопрос об экспорте. Россия же, по мнению китайских автоменеджеров, наряду с Юго-Восточной Азией - один из наиболее перспективных рынков для сбыта китайской продукции. Тактика полностью копирует японскую экспортную атаку 60-х - 70-х годов ХХ века и корейскую – 90-х годов.

Но возникает очень много “но”… Даже корейские машины считают в Европе и Америке машинами III-го сорта, то что же говорить о китайских? Попытка продавать свои семейные седаны в США закончилась оглушительнейшим провалом!!!

Но денег у китайцев много, и они снова идут на штурм. Об этом красноречиво говорит развернутая нашей автомобильной прессой активная прокитайская пиар-компания: «Клаксон», «За рулем», «Авто-Ревю» разразились дифирамбами в адрес китайской техники. Тут же подоспела очередная попытка запретить правый руль.

Правда, одного пиара мало. Тест-драйвы говорят, что по нормам безопасности китайские машины вообще не соответствуют никаким стандартам. Низкая надежность, небрежная сборка будут достаточно серьезным препятствием для проникновения на избалованный высочайшим японским качеством приморский рынок.

В автосалоне «Сафари» (Дом молодежи на Второй Речке) выставлена на продажу китайская техника. По информации работников магазина, ажиотажа не наблюдается. Если же правый руль не запретят (очень на это надеемся), то, во всяком случае, на Дальнем Востоке - шансов у китайцев никаких.

Евгений НЕПОМНЯЩИЙ

На снимке: китайский грузовик


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100