Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (692) от 21 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Обманутый фермер

Галина Клюс

С Григорием Братковым, фермером из Борисовки, мы старые знакомые. Раньше он был учителем, а в частное хозяйство с головой ушёл всего два года назад. Братков оставил школу, а жена – магазин, где была продавцом и получала маленькую зарплату. У них четверо школьников подрастали, нужны одежда, питание. Вот почему супруги твёрдо решили начать новую жизнь.

Как Братков стал фермером, так я его встречала всегда каким-то одухотворённым и весьма энергичным. Человек словно заново родился: довольный, он делился со мной планами, строил проекты, и мне, честное слово, они не казались какими-то недосягаемыми. Это были не заоблачные мечты. По стандарту, как у всех, кто по каким-то причинам ещё не успел себе выстроить коттедж, купить приличную машину, съездить в заманчивые края отдохнуть.

Но вот недавно, а я не видела его где-то с осени, столкнулась с давнишним знакомым на рынке и не узнала его. Передо мной стоял постаревший унылый человек, который на вопрос: «Ну как жизнь?» – грустно махнул рукой:

- Одни неприятности у меня!

Сейчас фермеры, как правило, роскошно не живут. Правда, есть хозяйства, твёрдо стоящие на ногах и приносящие какой-никакой доход. Но много, увы, и неудачников, не сумевших как следует наладить дело. Они погрязли в долгах и никак не могут из них выкарабкаться. Обычно дела хорошо идут у тех, кто ещё по старым ценам обзавёлся необходимой техникой, строительным материалом, у кого есть прочные давние связи по сбыту продукции.

Братков же одиночка, ничего того, чем обладали более опытные сельчане, у него и в помине не было. Ни техники, ни устоявшихся связей, да и по земледельческой части бывший математик вообще полный профан. Зато у него имелся недурной клочок земли, на котором он собрался творить чудеса, а главное – огромное желание доказать, что они, то бишь Братковы, если захотят, то непременно своего добьются. И ещё, чего никак нельзя отнять как у Григория, так и у его скромной половины, – это трудолюбие.

Живых денег у них, конечно, не было ни копейки: зарплата у обоих улетучивалась буквально за неделю. Для того, чтобы приобрести небольшой подержанный трактор и прочую сельхозтехнику, Братковым пришлось по уши влезть в долги. Одалживались в основном у более состоятельных родственников. Правда, те заранее поставили жёсткие условия по срокам возвращения денег. Взяли ссуду в банке под бешеные проценты, рассчитывали, что осенью всё возвратится сторицей. Без сожаления расстались новоявленные фермеры с мебелью, телеаппаратурой, что была в доме, ибо согревала надежда на удачную уборочную.

Начиная с зимы прошлого года семья кропотливо готовилась к будущему урожаю. Единодушно решили выращивать картофель, помидоры и капусту.

Григорий не поленился навести консультации у специалистов, съездил в Пуциловку, чья картошка славится на весь край. Сам сел за трактор. И вспахали вовремя, и посадили, ни одной обработки не упустили. Глава семьи большую часть ноши взвалил на себя, бывало, до того зарабатывался, что и ночевал в поле. Домой приходил и с ног валился. А отдохнув, садился с женой за бухгалтерию. Рассчитывали, что именно купят с первого урожая.

Григорий, размечтавшись, даже жене норковую шубу обещал, но она с улыбкой охлаждала его пыл. И дети тут как тут со своими планами. Кому нужен компьютер, кому велосипед.

Вроде всё у них шло по плану, и весна, и лето прошли отлично. Картофель и овощи уродились как по заказу. Правда, ворьё повадилось шкодить: утром хозяева придут в поле, и сразу ясно становится, что кто-то здесь был. Что делать? И тогда глава семьи, посоветовавшись с супругой, соорудил рядом палатку, раздобыл ружьё и вместе с овчаркой Бумой глаз не смыкал несколько ночей подряд, ценой собственного здоровья уберёг плоды труда.

Урожай созрел, надо было его куда-то удачно пристроить. И вот тут-то выясняется, что сделать это весьма непросто, и вообще думать об этом надо было уже зимой. А когда на поле стало красным-красно, а кое-что и подгнивать начало, оказалось, что на рынки, на что он больше всего рассчитывал, соваться со своей продукцией просто глупо. Там с некоторых пор бал правят китайские и корейские огородники.

Словом, опоздали Братковы, как пить дать, опоздали, надо было предпринимать срочные меры, иначе труд мог запросто пойти насмарку. С грустью глядя, как другие уже считали купюры за вырученный урожай, Григорий с женой лихорадочно думали, куда бы оптом всё сдать, хотя бы по бросовой цене.

А тут и люди нужные подвернулись, прямо с машиной, скупщики из Владивостока. Заехали к Братковым, и когда увидели, какие классные у них помидоры, восторженно ахнули:

- Всё, без лишних слов берём! Вот вам расписка с печатью, через три дня гоним денежки.

Шустрые ребята сами и технику подогнали, людей, и так оперативно очистили поле, что хозяева и глазом не успели моргнуть. Им даже на засолку ничего не осталось. Но скупщики обещали большие деньги. В общем нагружённые машины одна за другой уехали, только пыль заклубилась. А владельцы участка, радостные, что спасли урожай, стали ждать денег. Но никто к ним, увы, не приехал ни через неделю, ни после. А расписка осталась. Встревоженные Григорий с Ксенией впопыхах как следует не рассмотрели вручённую им бумагу. Увидели круглую печать и успокоились, значит, не врут, есть такая фирма во Владивостоке со звучным названием «Прометей», чего же бояться, и адресок записан, всё чин по чину.

А после, по истечении времени, когда никаких признаков появления должников не было, сомнения одолели. Делать было нечего. Полный решимости драться за свою копейку, Григорий отправился во Владивосток по указанному адресу.

Там ему в буквальном смысле стало плохо, ибо на том месте не фирма была заготовительная, а дамская парикмахерская. О «Прометее» здесь никто и ничего не слышал. Словом, аферисты обвели человека вокруг пальца.

Погорели Братковы и на картошке. Реализовали её одной воинской части, а денег от них всё нет. Военные заявляют, что деньги перечислены на их счёт, но Братковы их не получали. Чем окончится это дело, неизвестно. Смотрю я на Браткова, который вместо денег нажил лишь одну нервотрёпку, и, признаться, жаль мне его от всей души. Кстати, не он один в таком мрачном положении. Многие владельцы крестьянских хозяйств в период уборки, когда поджимают с одной стороны сроки, с другой - долги, оказываются в итоге в коварной ловушке. Или продукция загнивают, если нет рынка сбыта, или разного рода ловкачи, пользуясь моментом, прибирают её к рукам.

Может быть, мой вопрос, когда у человека такие крупные неприятности, был неуместен, но всё же я не удержалась и поинтересовалась у Григория, будет ли он и дальше заниматься фермерством.

- Ох, не знаю, теперь я гол, как сокол. И кредиторы за глотку берут!

Галина Клюс.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100