Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (689) от 31 мая 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Век недолог

Ольга Романова

Сегодня мы делаем вид, что российский парламентаризм счастливо рос и развивался с 1906 года. Видимо, предполагается, что эволюционный путь и навыки общественных дискуссий привели нас от спикера-профессора Муромцева к спикеру-генералу Грызлову, от героя англо-бурской кампании Гучкова до “покорителя” Индии Жириновского, от лидера кадетского большинства Милюкова до Володина, от истового националиста Пуришкевича до планового Рогозина, от блистательного Родзянко до блестящей Слиски.

После издания государем Манифеста 17 октября до открытия 27 апреля 1906 года Первой Государственной думы прошло всего полгода-казалось бы, ничего. А в стране успела появиться многопартийность, и Дума была наделена законодательными правами. Первые выборы проигнорировали левые-большевики и эсеры, зато правые-кадеты, обещавшие “сосчитаться в Думе с правительством”, провести радикальные реформы,-получили треть мест. Черносотенцы в первую Думу не попали вовсе, у октябристов-тогдашней партии власти-было всего 13 мандатов, зато крестьянская трудовая группа заняла 107 мест. Это проголосовало вполне созревшее гражданское общество, и народные избранники были солью земли русской. У всех депутатов не было зарплаты, им не предоставлялось квартир и пайков-они жили и служили “за други своя”. Жизнь на алтарь Отечеству-для первых депутатов эти слова не были пустыми бубенцами.

Речь государя при открытии парламента-как сказали бы сейчас, обращение к Федеральному собранию-разочаровала присутствующих, а кадеты дали письменный ответ: потребовали амнистии политзаключенным, отмены смертной казни, ответственности министров, политических свобод, ликвидации казенных и монастырских земель и т. д. Царь не принял председателя Думы, передав через премьера Горемыкина категорическое “нет”. И прислал в Думу свой первый законопроект: об ассигновании 40 000 руб. на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. Оранжерею в итоге построили, но уже 9 июля того же года Думу разогнали-царским манифестом, за “разжигание смуты”.

Вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем Первая. Правительство требовало от нее принятия закона о применении чрезвычайных мер против инакомыслящих-депутаты категорически отказались. Тогда новый премьер Столыпин обвинил 55 депутатов разных фракций в подготовке государственного переворота-и Дума снова была распущена. Перед выборами в Третью Думу кардинально изменили избирательное законодательство: сократили число избирателей (до 15% населения) в пользу заведомо сочувствующих власти, поскольку “население не достигло достаточного развития гражданственности”-слова Николая IIтак похожи на мотивы отмены выборности губернаторов в 2004-м. Третья Дума наконец оказалась подконтрольна партии власти, октябристам, которые по очереди ее и возглавляли. В связи с чем и просуществовала от звонка до звонка все пять лет, чтобы потом по тому же закону была избрана Четвертая.

Так что, радуясь историческим параллелям, столетия важных для себя вех могут последовательно справлять и президент, и правительство, и “Единая Россия”-вплоть до 2017 года. Тут мы все подойдем к другому важнейшему юбилею. А одновременно стукнет 100 лет первому историческому уроку, извлеченному из опыта дореволюционной Госдумы. Николай IIнаучил большевиков, что делать с парламентом, который тебя не устраивает,-и ленинцы, проиграв выборы в Учредительное собрание, разогнали оное после первого же заседания.

Потом справлять будет нечего-потом те самые 74 года “бездумства”. Самое название старого парламента звучало тогда убого-комично, и Киса Воробьянинов клянчил в “Двенадцати стульях”: “Подайте бывшему депутату Государственной Думы”. Теперь, услыхав такое, захохочут по другой причине-представить нищего депутата (даже бывшего) уже невозможно.

Ольга Романова, Русский Newsweek 2006 № 16 (94)


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100