Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (679) от 22 марта 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Три веселых буквы

Вадим ПАЩЕНКО. “Дальневосточные ведомости” N11 2006г.

Акции протеста против реформы ЖКХ как симптом политического прозрения народа
Мудрые китайцы, желая кому-то плохого, говорили: “Чтоб ты жил в эпоху перемен!”. А время, как всегда, выбрало нас - уже полтора десятка лет нескончаемым потоком идут реформы, затрагивающие едва ли не все аспекты нашей жизни.

Теперь добрались и до самого святого: наших жилищ, которые нас обязывают “доприватизировать” вместе со всеми застарелыми проблемами жилищно-коммунального хозяйства страны.

ЖУЛЬЕ-2000

Как-то на заре перестройки, когда страна понеслась к развалу и хаосу с небывалым ускорением, первый и последний президент СССР, давешний юбиляр Михаил Горбачев, посулил каждой советской семье отдельную квартиру к 2000-му году. Программа так и называлась “Жилье-2000”.

И не обманул ведь: разве его вина, что советских семей не стало вместе с Советским Союзом? Зато его преемник Борис Ельцин милостиво дал дорогим россиянам первую и основную собственность - их квартиры (у кого, конечно, таковые уже имелись), - в виде разрешения покупать-продавать, менять-дарить и передавать по наследству бывшие государственные “апартаменты”. С этого момента и пошла приватизация: государство, с одной стороны давая гражданам давно заработанную ими собственность, с другой стороны избавляло себя от обязанности эту собственность содержать, обновлять и ремонтировать-модернизировать.

Сейчас, через десятилетие, мы уже видим, к чему привела приватизация производства: под лукавым лозунгом “заводы - рабочим!”, людям выдали ваучеры, наобещав им в громкой пропагандистской кампании скорого богатства и беззаботной жизни рантье, но не научив этими ваучерами распоряжаться. Итог такой приватизации известен: колоссальный производственный потенциал страны оказался под контролем “красных директоров” и их “крышевых”, чиновников либо криминальных авторитетов, между которыми тут же вспыхнула борьба за безраздельное владение бывшей госсобственностью.

А ничего не понимающие, не умеющие организоваться пролетарии - новоявленные акционеры-совладельцы “заводов, газет, пароходов”, - попали в откровенную кабалу к своим новым хозяевам. И вплоть до 2000 года повсеместно наблюдались массовые неплатежи зарплаты, банкротства, распродажа активов: неписанная программа “Жулье-2000” была выполнена и перевыполнена, а трудящиеся, сполна насладившись недолгим статусом совладельцев-акционеров, вернулись к привычному состоянию наемных работников.

Приватизация средств производства, таким образом, привела к формированию класса новых капиталистов и расслоению общества на богатых и бедных. Но государство она освободила от необходимости заботиться о сохранении и развитии промышленности - заводов и фабрик, электростанций и котельных, портов и железнодорожных станций, складов, баз, строительных трестов и еще многого, что ранее составляло производственную инфраструктуру огромной страны.

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ

Касаясь же непосредственно приватизации жилья, нельзя не заметить той ее особенности, что в приватизированных квартирах собственникам стал принадлежать лишь воздух внутри помещения, да двери-окна. Стены наших домов-крепостей - не наши, равно как и пол с потолком, лестничные марши и площадки, мусоропроводы и лифты (у кого они есть). А что это за крепость, если ее стены, а главное - СИСТЕМЫ, трубы и кабели, по которым в “крепость” подаются вода, свет и тепло, - принадлежат не владельцу крепости, а кому-то еще? И нас поэтому моментально “взяли в осаду” и крепко обложили со всех сторон коммунальщики.

Те самые люди, которые за наши деньги должны были нас обеспечивать водой, теплом и светом, чинить наши крыши, стены и лифты, - они стали нам диктовать условия! Работать плохо, а денег за свою якобы работу требовать и взимать все больше. А куда мы от них денемся - запертые в чужих стенах своих домов-крепостей?

Но государство - а ведь это его вассалы нас осаждают: поставщик тепла и света, РАО “ЕЭС России”, подконтрольная государству естественная монополия, а предприятия ЖКХ муниципальные, “вассалы” если не “королей”, так “баронов”! - сочло невыгодным для себя даже такое положение вещей. Потому, что деньги, которые мы платим за услуги ЖКХ, по дороге в государственный карман разворовываются, и государство, дескать, из-за нас остается в убытке.

Поэтому и было принято очередное мудрое решение. Наше государство “умывает руки”, отдавая сами дома, десятилетиями не видевшие ремонта и нормального обслуживания, на нашу же ответственность: пользуйтесь, граждане, это теперь ваши проблемы. А те, кто нас и раньше осаждал, с навязанными нам тарифами, поджидают за стенами: власти теперь не будут их контролировать, и они уже готовятся к штурму, создают управляющие компании, чтобы собирать с нас деньги и выступать посредниками. Посредниками между нами - теми, кто потребляет услуги и платит за них, и теми кто эти услуги нам предоставляет.

И уже явно просматривается схема будущих конфликтов: управляющая компания, собрав с жильцов деньги, не расплатилась в полном объеме с поставщиками услуг, и поставщик отключает от воды, тепла или света дом, квартал, микрорайон, город - коллективная ответственность прописана в новом ЖК.

Нам, конечно, дают возможность создать ТСЖ для управления своей собственностью - как и в случае с приватизацией производства мы теоретически могли управлять им, - но кто научил нас это делать? Кто подготовил для нас компетентных специалистов, которым мы могли бы доверить свои деньги за услуги ЖКХ и представление наших интересов?

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Как явствует из данных “Паспорта города за 2004 год”, размещенного на официальном сайте мэрии, во Владивостоке всего 11 миллионов 300 тысяч квадратных метров жилья в 12 тысячах 843 строениях (приложение 16 - жилфонд города по этажности, материалу стен и благоустройству). Из них 9 миллионов 983 тысячи кв. м. - жилье с износом до 30%, а 1 миллион 266 тысяч кв. м. с износом от 30 до 65%.

При этом за период с 2002 по 2004 год жилья с износом до 30% стало меньше - что можно объяснить вводом новостроек, а количество жилья с износом более 30% выросло на 45 тысяч квадратных метров - то есть, порядка 1 тысячи квартир поменяли свой статус изношенности всего за два года. Учитывая, что данных за истекший, 2005-й год, пока нет, можно предположить, что квартир с износом до 65% стало еще на 500-700 больше, а соответственно и с износом более 65%. И процесс идет.

Соответственно, если граждане, приобретающие жилье в недавно построенных домах, создают ТСЖ и готовы впредь платить за содержание и обслуживание своего дома, то какие перспективы у жителей домов, которым от 25 лет и более? (А с учетом того, что строительный бум во Владивостоке пришелся на 1965-1985 гг., таких домов в краевом центре подавляющее большинство). Им-то придется вскладчину содержать и обслуживать не новое строение, а сильно запущенное...

Другой “подводный камень” - сети жизнеобеспечения. Ведь если свои подъезды граждане за эти годы худо-бедно научились сохранять и защищать - кодовыми замками, консьержами, самодеятельными ремонтами, - в подвалах и стенах даже таких, ухоженных подъездов и домов заложены мины замедленного действия: ржавеющие трубы и задвижки, изнашивающиеся провода и распределительные щиты. Не говоря уже о худых кровлях, шатких подпорных стенах и забитых коллекторах.

Если очередной тайфун вновь затопит дворы на Спортивной или на Второй Речке, за чей счет устранять последствия?

Жизнедеятельность города в целом и каждого отдельного дома в нем настолько тесно взаимосвязаны, что отделить сохранность и обслуживание домов очень сложно. Но именно этого, очевидно, добиваются реформаторы: чтобы каждый дом был “с краю”, на ответственности и на содержании живущих в нем людей. Которым придется платить за годы и десятилетия государственного разгильдяйства, воровства и бардака. Удивительно ли, что люди идут на улицы, чтобы дружно послать реформаторов на три веселых буквы?

КОММЕНТАРИЙ

Прокомментировать высказанное в этом материале мнение мы попросили Леонида ПРЕМИНГЕРА - как директора группы компаний “Вестфалия”, призывающей нас “быть домовитыми” и знающего толк в строительстве, ремонте и благоустройстве:

- Проблему, как я считаю, следует четко разграничить на три аспекта, хотя в целом она сформулирована верно. И дома наши ветхие, и сети коммуникаций изношены, и тарифы растут, все это так. И хуже того: если какие-то работы по ремонту не выполнены сегодня, то через год они обойдутся как минимум процентов на двадцать дороже. А потому главной я бы назвал проблему отсутствия специалистов-управленцев, которым можно доверить наши деньги и которые смогут рачительно и эффективно ими распорядиться.

Безусловно, у многих, несмотря на третью пятилетку капитализма, поныне сохраняется советское еще отношение к коммунальным услугам - раньше-то квартплата была копеечной, а теперь мы подходим к мировому уровню цен на жилье и коммунальные услуги, тогда как доходы россиян сильно от мирового уровня отстают. Поэтому нам, как никому другому, следует учиться экономить и контролировать потребление воды, тепло- и электроэнергии, не лениться ставить индивидуальные счетчики, вовремя чинить капающие краны и гасить лишние лампочки в квартирах.

Но это, как говорится, то, что может и должен сделать каждый для защиты своих интересов и экономии своих денег, хотя обновлению ветхого жилфонда такая домашняя экономия не поможет. Я еще 5-6 лет назад привозил сюда немецких специалистов, и мы вместе изучали наши дома, распространенный у нас тип, т.н. “хрущобы”, панельной пятиэтажки.

Так вот: у этих домов стены как промокашки, сквозь них улетучивается тепло - самый дорогой сегодня вид коммунальной услуги. Мы делали снимки инфракрасные, на них отчетливо видно, как все дома буквально светятся: они излучают в атмосферу тепло, каждый дом - теплоисточник! Мы эти фотографии показывали тогда руководителям и города Владивостока, и края, и не просто показывали, а предлагали вполне реальный проект по комплексному ремонту и утеплению домов - подобный тому, что был реализован в Восточной Германии.

Проект заключался в том, чтобы каждый дом утеплить снаружи специальными теплоизоляционными материалами, починить подъезды и кровли, благоустроить подвалы и оборудовать их бойлерами, чтобы избежать потерь тепла при перекачке теплоносителя по длинным трассам. Этот проект позволял тарифы ЖКХ зафиксировать на существовавшем в то время уровне и удерживать их, за счет экономии воды, тепла, а соответственно и электроэнергии.

При этом сэкономленные средства направлялись на выплату кредита и процентов за сами ремонтные работы и материалы. Но в то время проект не встретил понимания у наших руководителей, и только теперь, когда у руля городского хозяйства другая команда, с иным подходом к управлению, на недавней выставке в Лейпциге проводились предварительные переговоры по возобновлению этого проекта...

Как справедливо заметил автор статьи, есть существенная разница между содержанием нового и изношенного дома, сетей жизнеобеспечения. И проблема требует решения на государственном уровне - тянуть с реформированием ЖКХ просто нельзя, через 5-7 лет это может обернуться коллапсом коммуналки, о чем предупреждали и ученые, и экономисты. Ведь если бы упомянутый мной проект был реализован в то время, то город сейчас сэкономил бы миллионы рублей, которые можно было вкладывать в продолжение такой работы.

Задача депутатов, администраций - ставить эти вопросы, добиваться их решения на практике, через государственную поддержку, через кредиты, через обучение специалистов-управленцев для новых условий работы ЖКХ и эксплуатации жилья. А то у нас все по старинке: пока петух жареный не клюнет в ...темечко, никто не пошевелится.

Вадим ПАЩЕНКО. “Дальневосточные ведомости” N11 2006г.

На фото: Леонид Премингер


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100