Экономика
Три веселых буквы
Вадим ПАЩЕНКО. “Дальневосточные ведомости” N11 2006г.
Акции протеста против реформы ЖКХ как симптом политического прозрения народа
Мудрые китайцы, желая кому-то плохого, говорили: “Чтоб ты жил в эпоху перемен!”. А время, как всегда, выбрало нас - уже полтора десятка лет нескончаемым потоком идут реформы, затрагивающие едва ли не все аспекты нашей жизни.
Теперь добрались и до самого святого: наших жилищ, которые нас обязывают “доприватизировать” вместе со всеми застарелыми проблемами жилищно-коммунального хозяйства страны.
ЖУЛЬЕ-2000
Как-то на заре перестройки, когда страна понеслась к развалу и хаосу с небывалым ускорением, первый и последний президент СССР, давешний юбиляр Михаил Горбачев, посулил каждой советской семье отдельную квартиру к 2000-му году. Программа так и называлась “Жилье-2000”.
И не обманул ведь: разве его вина, что советских семей не стало вместе с Советским Союзом? Зато его преемник Борис Ельцин милостиво дал дорогим россиянам первую и основную собственность - их квартиры (у кого, конечно, таковые уже имелись), - в виде разрешения покупать-продавать, менять-дарить и передавать по наследству бывшие государственные “апартаменты”. С этого момента и пошла приватизация: государство, с одной стороны давая гражданам давно заработанную ими собственность, с другой стороны избавляло себя от обязанности эту собственность содержать, обновлять и ремонтировать-модернизировать.
Сейчас, через десятилетие, мы уже видим, к чему привела приватизация производства: под лукавым лозунгом “заводы - рабочим!”, людям выдали ваучеры, наобещав им в громкой пропагандистской кампании скорого богатства и беззаботной жизни рантье, но не научив этими ваучерами распоряжаться. Итог такой приватизации известен: колоссальный производственный потенциал страны оказался под контролем “красных директоров” и их “крышевых”, чиновников либо криминальных авторитетов, между которыми тут же вспыхнула борьба за безраздельное владение бывшей госсобственностью.
А ничего не понимающие, не умеющие организоваться пролетарии - новоявленные акционеры-совладельцы “заводов, газет, пароходов”, - попали в откровенную кабалу к своим новым хозяевам. И вплоть до 2000 года повсеместно наблюдались массовые неплатежи зарплаты, банкротства, распродажа активов: неписанная программа “Жулье-2000” была выполнена и перевыполнена, а трудящиеся, сполна насладившись недолгим статусом совладельцев-акционеров, вернулись к привычному состоянию наемных работников.
Приватизация средств производства, таким образом, привела к формированию класса новых капиталистов и расслоению общества на богатых и бедных. Но государство она освободила от необходимости заботиться о сохранении и развитии промышленности - заводов и фабрик, электростанций и котельных, портов и железнодорожных станций, складов, баз, строительных трестов и еще многого, что ранее составляло производственную инфраструктуру огромной страны.
МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ
Касаясь же непосредственно приватизации жилья, нельзя не заметить той ее особенности, что в приватизированных квартирах собственникам стал принадлежать лишь воздух внутри помещения, да двери-окна. Стены наших домов-крепостей - не наши, равно как и пол с потолком, лестничные марши и площадки, мусоропроводы и лифты (у кого они есть). А что это за крепость, если ее стены, а главное - СИСТЕМЫ, трубы и кабели, по которым в “крепость” подаются вода, свет и тепло, - принадлежат не владельцу крепости, а кому-то еще? И нас поэтому моментально “взяли в осаду” и крепко обложили со всех сторон коммунальщики.
Те самые люди, которые за наши деньги должны были нас обеспечивать водой, теплом и светом, чинить наши крыши, стены и лифты, - они стали нам диктовать условия! Работать плохо, а денег за свою якобы работу требовать и взимать все больше. А куда мы от них денемся - запертые в чужих стенах своих домов-крепостей?
Но государство - а ведь это его вассалы нас осаждают: поставщик тепла и света, РАО “ЕЭС России”, подконтрольная государству естественная монополия, а предприятия ЖКХ муниципальные, “вассалы” если не “королей”, так “баронов”! - сочло невыгодным для себя даже такое положение вещей. Потому, что деньги, которые мы платим за услуги ЖКХ, по дороге в государственный карман разворовываются, и государство, дескать, из-за нас остается в убытке.
Поэтому и было принято очередное мудрое решение. Наше государство “умывает руки”, отдавая сами дома, десятилетиями не видевшие ремонта и нормального обслуживания, на нашу же ответственность: пользуйтесь, граждане, это теперь ваши проблемы. А те, кто нас и раньше осаждал, с навязанными нам тарифами, поджидают за стенами: власти теперь не будут их контролировать, и они уже готовятся к штурму, создают управляющие компании, чтобы собирать с нас деньги и выступать посредниками. Посредниками между нами - теми, кто потребляет услуги и платит за них, и теми кто эти услуги нам предоставляет.
И уже явно просматривается схема будущих конфликтов: управляющая компания, собрав с жильцов деньги, не расплатилась в полном объеме с поставщиками услуг, и поставщик отключает от воды, тепла или света дом, квартал, микрорайон, город - коллективная ответственность прописана в новом ЖК.
Нам, конечно, дают возможность создать ТСЖ для управления своей собственностью - как и в случае с приватизацией производства мы теоретически могли управлять им, - но кто научил нас это делать? Кто подготовил для нас компетентных специалистов, которым мы могли бы доверить свои деньги за услуги ЖКХ и представление наших интересов?
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Как явствует из данных “Паспорта города за 2004 год”, размещенного на официальном сайте мэрии, во Владивостоке всего 11 миллионов 300 тысяч квадратных метров жилья в 12 тысячах 843 строениях (приложение 16 - жилфонд города по этажности, материалу стен и благоустройству). Из них 9 миллионов 983 тысячи кв. м. - жилье с износом до 30%, а 1 миллион 266 тысяч кв. м. с износом от 30 до 65%.
При этом за период с 2002 по 2004 год жилья с износом до 30% стало меньше - что можно объяснить вводом новостроек, а количество жилья с износом более 30% выросло на 45 тысяч квадратных метров - то есть, порядка 1 тысячи квартир поменяли свой статус изношенности всего за два года. Учитывая, что данных за истекший, 2005-й год, пока нет, можно предположить, что квартир с износом до 65% стало еще на 500-700 больше, а соответственно и с износом более 65%. И процесс идет.
Соответственно, если граждане, приобретающие жилье в недавно построенных домах, создают ТСЖ и готовы впредь платить за содержание и обслуживание своего дома, то какие перспективы у жителей домов, которым от 25 лет и более? (А с учетом того, что строительный бум во Владивостоке пришелся на 1965-1985 гг., таких домов в краевом центре подавляющее большинство). Им-то придется вскладчину содержать и обслуживать не новое строение, а сильно запущенное...
Другой “подводный камень” - сети жизнеобеспечения. Ведь если свои подъезды граждане за эти годы худо-бедно научились сохранять и защищать - кодовыми замками, консьержами, самодеятельными ремонтами, - в подвалах и стенах даже таких, ухоженных подъездов и домов заложены мины замедленного действия: ржавеющие трубы и задвижки, изнашивающиеся провода и распределительные щиты. Не говоря уже о худых кровлях, шатких подпорных стенах и забитых коллекторах.
Если очередной тайфун вновь затопит дворы на Спортивной или на Второй Речке, за чей счет устранять последствия?
Жизнедеятельность города в целом и каждого отдельного дома в нем настолько тесно взаимосвязаны, что отделить сохранность и обслуживание домов очень сложно. Но именно этого, очевидно, добиваются реформаторы: чтобы каждый дом был “с краю”, на ответственности и на содержании живущих в нем людей. Которым придется платить за годы и десятилетия государственного разгильдяйства, воровства и бардака. Удивительно ли, что люди идут на улицы, чтобы дружно послать реформаторов на три веселых буквы?
КОММЕНТАРИЙ
Прокомментировать высказанное в этом материале мнение мы попросили Леонида ПРЕМИНГЕРА - как директора группы компаний “Вестфалия”, призывающей нас “быть домовитыми” и знающего толк в строительстве, ремонте и благоустройстве:
- Проблему, как я считаю, следует четко разграничить на три аспекта, хотя в целом она сформулирована верно. И дома наши ветхие, и сети коммуникаций изношены, и тарифы растут, все это так. И хуже того: если какие-то работы по ремонту не выполнены сегодня, то через год они обойдутся как минимум процентов на двадцать дороже. А потому главной я бы назвал проблему отсутствия специалистов-управленцев, которым можно доверить наши деньги и которые смогут рачительно и эффективно ими распорядиться.
Безусловно, у многих, несмотря на третью пятилетку капитализма, поныне сохраняется советское еще отношение к коммунальным услугам - раньше-то квартплата была копеечной, а теперь мы подходим к мировому уровню цен на жилье и коммунальные услуги, тогда как доходы россиян сильно от мирового уровня отстают. Поэтому нам, как никому другому, следует учиться экономить и контролировать потребление воды, тепло- и электроэнергии, не лениться ставить индивидуальные счетчики, вовремя чинить капающие краны и гасить лишние лампочки в квартирах.
Но это, как говорится, то, что может и должен сделать каждый для защиты своих интересов и экономии своих денег, хотя обновлению ветхого жилфонда такая домашняя экономия не поможет. Я еще 5-6 лет назад привозил сюда немецких специалистов, и мы вместе изучали наши дома, распространенный у нас тип, т.н. “хрущобы”, панельной пятиэтажки.
Так вот: у этих домов стены как промокашки, сквозь них улетучивается тепло - самый дорогой сегодня вид коммунальной услуги. Мы делали снимки инфракрасные, на них отчетливо видно, как все дома буквально светятся: они излучают в атмосферу тепло, каждый дом - теплоисточник! Мы эти фотографии показывали тогда руководителям и города Владивостока, и края, и не просто показывали, а предлагали вполне реальный проект по комплексному ремонту и утеплению домов - подобный тому, что был реализован в Восточной Германии.
Проект заключался в том, чтобы каждый дом утеплить снаружи специальными теплоизоляционными материалами, починить подъезды и кровли, благоустроить подвалы и оборудовать их бойлерами, чтобы избежать потерь тепла при перекачке теплоносителя по длинным трассам. Этот проект позволял тарифы ЖКХ зафиксировать на существовавшем в то время уровне и удерживать их, за счет экономии воды, тепла, а соответственно и электроэнергии.
При этом сэкономленные средства направлялись на выплату кредита и процентов за сами ремонтные работы и материалы. Но в то время проект не встретил понимания у наших руководителей, и только теперь, когда у руля городского хозяйства другая команда, с иным подходом к управлению, на недавней выставке в Лейпциге проводились предварительные переговоры по возобновлению этого проекта...
Как справедливо заметил автор статьи, есть существенная разница между содержанием нового и изношенного дома, сетей жизнеобеспечения. И проблема требует решения на государственном уровне - тянуть с реформированием ЖКХ просто нельзя, через 5-7 лет это может обернуться коллапсом коммуналки, о чем предупреждали и ученые, и экономисты. Ведь если бы упомянутый мной проект был реализован в то время, то город сейчас сэкономил бы миллионы рублей, которые можно было вкладывать в продолжение такой работы.
Задача депутатов, администраций - ставить эти вопросы, добиваться их решения на практике, через государственную поддержку, через кредиты, через обучение специалистов-управленцев для новых условий работы ЖКХ и эксплуатации жилья. А то у нас все по старинке: пока петух жареный не клюнет в ...темечко, никто не пошевелится.
Вадим ПАЩЕНКО. “Дальневосточные ведомости” N11 2006г.
На фото: Леонид Премингер
Другие статьи номера в рубрике Экономика: