фото

Первая в наступившем году выставка, открывшаяся в Приморской картинной галерее, называется «Немного Фаберже» и посвящается камнерезной анималистике. Все экспонаты – миниатюрные фигурки животных из знаменитых уральских самоцветов работы фирмы Карла Фаберже и уральских камнерезов.

До середины марта в зале-сейфе на Алеутской,12 поселились миниатюрные каменные гости с Урала, а именно, из Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге. Особую ценность представляют 7 предметов ювелирной фирмы Карла Фаберже – сова из яшмы с глазами-бриллиантами, петушок из сердолика на золотых лапках, зайчик из нефрита и несколько других. Часть экспонатов (а всего их более двадцати) – изящные работы современных мастеров.

Здесь самые разные животные из разнообразных полудрагоценных камней – яшмы, кварца, халцедона, горного хрусталя, мрамора… Красота камней в сочетании с мастерством авторов оказывает просто магическое воздействие!

«Представлены работы в разных техниках, - рассказывает Мария Пупкова, главный хранитель Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. – Зимородок и попугай выполнены в технике объемной мозаики: элементы изготовлены из разных камней и затем соединены вместе. А остальные работы выполнены из цельных камней».

В России мода на камнерезную анималистику началась в эпоху модерна. Познакомившись с самобытной культурой Японии, художники позаимствовали ее элементы и творчески ее переработали. Японская икебана стала основой для создания камнерезных цветочных композиций, а нэцкэ – основой для анималистической миниатюры. Карл Фаберже был большим знатоком японских нэцкэ, и его фирма одной из первых стала изготавливать статуэтки животных.

Но еще задолго до эпохи модерна на Урале вырезали из камней миниатюрные фигурки животных. Очень часто их использовали для изготовления печатей. В XIX веке это ремесло было очень популярно, им занимались и Екатеринбургская гранильная фабрика, и кустари-одиночки. Мастеров этого традиционного уральского ремесла и приглашали на работу в мастерскую фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге, где они оттачивали мастерство.

И в наши дни анималистическое направление остается очень популярным у камнерезов Урала.

Елена Смирнова

Фото автора

фото