фото

Мы уже публиковали путевые заметки Дарьи Павловой «Европейские каникулы» и «Европейские каникулы-2018». Даша продолжает путешествовать. После зимней сессии в университете она опять в пути — две недели автостопом по горам Грузии и Армении. Экзотика и экстрим. Продолжаем публиковать рассказ.

До российско-грузинской границы мы добрались с классическими автостопными «приключениями»: мороз -20, атмосферная туманная тупка в Приэльбрусье и вписка у участника освобождения бесланской школы.

Всю дорогу нас волновало только одно: успеем ли мы проскочить перевал Верхний Ларс, пока его снова не закроют из-за погодных условий. Закрытая граница на этом перевале зимой — постоянная история. Все, кому не повезло, либо стоят несколько суток в очереди, либо объезжают через Азербайджан.

Для мониторинга ситуации на границе даже есть специальный сайт и группа в «В контакте», где люди пишут своё радостное «Ура, я только что проехал!» или печальное «День третий, мы всё еще в России...». К счастью, мы приехали как раз вовремя и без проблем прошли границу.

Первое, что мы планировали сделать в Грузии — это устроить себе лёгкий трекинг недалеко в горы с рюкзаками и по колено в снегу к Гергетскому монастырю. За несколько месяцев мы оба успели дико соскучиться по такой активности, поэтому весь путь мы громко восхищались и тихо улыбались ощущениям, воспоминания о которых грели нам сердца всю осень.

Это был первый монастырь нашего маршрута, поэтому внутри я немного онемела от атмосферы уединения и духовности (спустя 3 монастыря это ощущение прошло, а спустя 6 я могла громко говорить и думать о маминых тортиках, лениво осматривая голые каменные стены).

Заночевав в нескольких километрах от монастыря в палатке и поднявшись к нему снова на следующий день уже без рюкзаков и в ясную погоду, мы начали влюбляться в Грузию. Обед аджарским хачапури подтвердил и закрепил симпатию Льва к этой стране, а меня, напротив, привёл в глубочайшее разочарование (ну не нравится мне эта булка с яйцом, где бы ни пробовала!)... И я настолько разозлилась, что мы уехали в Армению!  Шучу. Просто наш маршрут был построен таким образом, что сначала мы планировали посетить Армению, а потом вернуться в Грузию.

Первый водитель, который остановился нам в Грузии, щедро распахнул дверь и гордо объявил: - Настаящий грузын никогда нэ аставит путныка в бэде! Я провезу вас 40 километров! - Но посмотрев на жену, которая что-то грозно сказала на грузинском, так же торжественно исправился, - Я провезу вас 4 километра! Как только мы объяснили свою сущность, он обиделся, грозно сообщил, что в Грузии автостоп не работает, никто нас бесплатно подвозить не будет, и поторопился нас высадить.

Спустя полтора часа и 50 машин, проехавших мимо, мы уже приметили какую-то интересную крепость на соседней горе. Но ночевать там нам не пришлось, потому что нам остановился армянин Аро. Он ехал прямиком в Ереван и говорил действительно мудрые вещи про самоконтроль, политику и ценности. Мы настолько хорошо заобщались, что по приезде в Ереван, он вписал нас в отель, в котором работает. Я не знаю, что произошло, но наутро он не пришёл к назначенному времени, и нас попросили оплатить ночь (хотя он говорил, что впишет нас бесплатно). К счастью, ночь на двоих в четырёх звёздах в столице Армении стоит 1500р, поэтому мы оплатили и уже через 15 минут и думать забыли про эту неловкую ситуацию.

Ереван мне не очень понравился, хотя напомнил город из одного моего яркого сна про путешествия. Зато оооочень понравились: монастырский комплекс в скале Гегард, вид с каскада на ночной город на фоне величественного еле-заметного Арарата, пончиковая кафешка Grand candy и милый семейный хостел за 200р/сутки, куда было очень приятно возвращаться после активного дня.

Следующий пункт нашего трипа — Хор Вирап — хоть и является визитной карточкой страны, нас впечатлил меньше чем тот же Гегард, о котором я писала выше. Наверное, дело в том, что нам не повезло с погодой, и мы не увидели гигантский Арарат. Компенсацией за это невезение стала рандомная вписка у местных.

Мы выходили из деревни на трассу, когда нас окликнули трое веселых мужиков. Они сразу предложили Льву выпить, дунуть и переночевать у них. Отказавшись от первых двух предложений, мы с некоторыми сомнениями приняли последнее.  И вот Саак (достаточно молодой хозяин дома), Севак («переводится с армянского «Черный» - постоянно говорили они со смехом)) и Армен (дядя Саака, который раз 100 говорил одну и ту же фразу про Армению, в которой в 301 году появились первые «крестьяне») привозят нас к себе в гости. Жена Саака Суссана, невероятно красивая и милая девушка семнадцати лет, на скорую руку накрывает щедрый стол, параллельно присматривая за годовалым сыном Артёмом. Мы не успеваем допить первый бокал домашнего вина, как в доме появляется жена Севака Ани с двумя детьми: Натали и Юрием. В такой разношерстной компании мы провели замечательный вечер, беседуя обо всём на свете.

Часа 3 спустя мужчины поехали кататься по району на машине, а мы с Суссаной и Ани остались втроём. Я даже ничего не успела спросить, как Суссана (на секундочку, уже 2 года замужем), убила меня наповал откровенным вопросом: «Что ты такое делаешь, что у тебя нет детей?» (в Грузии и Армении мы всем вокруг говорили, что мы женаты уже 3 года, так что само собой подразумевается, что у меня могут быть дети).

Этот вопрос положил начало интереснейшему разговору. И пока вокруг бегали Артёмка, Натали и Юрий, мы вдохновенно делились своими историями, обычаями и современной ситуацией в наших странах. Когда наши мужья вернулись, мы переглядывались и украдкой улыбались. Это была наша шалость.

Дальше мы поехали на самый юг Армении, чтобы пройти трек к монастырю Татев. Там мы спали в палатке под крики шакалов (похоже на визг бешеных фанаток на концерте); гуляли по заброшенному монастырю, в котором уже 4 года живёт очень приятный одинокий монах, бесплатно жили в уютных гостевых домиках с душем и вайфаем и кайфовали от фэнтезийных видов, встречавшихся и тут, и там.

Забыла написать, что еще на севере Грузии у нас сломалась горелка. Поэтому весь трип у нас был очень странный режим затрат на еду. Один день мы кушали в кафе или даже рэсторане, а потом у нас заканчивались драмы или лари, а иногда подходила к концу вся наличка, и следующие 2-3 дня мы питались одним лавашом с остатками сыра или джема.

Обычно я стараюсь так не делать, но дело в том, что мы взяли с собой книгу Кротова (это такой знаменитый автостопщик) «220 вопросов и ответов».

Одна из идей, которая захватила нас капитально — идея изобилия мира. В чём суть: если ты потратил, потерял деньги, или тебя вообще обокрали, не бойся. Мир не оставит тебя голодным! Кто-то накормит, кто-то предложит ночлег, кто-то просто скажет доброе слово, от которого станет хорошо на душе. 

Еще одна занимательная особенность этого трипа — мы весь трип смотрели сериал. Лев смотрел Игру престолов первый раз, поэтому ему вообще было сложно оторваться. Почти каждый вечер перед сном мы смотрели с телефона 2-3 серии. Иногда в палаточке, запивая лаваш самым вкусным в мире белым вином, иногда закидываясь чурчхелой в хостеле, а пару раз даже днём часов до 13 (жесть, да?! Вокруг новые страны, а мы сериал смотрим). В общем, за 3 недели трипа мы посмотрели целых 4 сезона!

Завершив Армению Нораванком (монастырь, который находится в локации, очень похожей на национальный парк Zion в США) и озером Севан, которое своим невероятным цветом утоляет жажду, стоит лишь посмотреть на него, мы отправились в Грузию. На границе, которая находится высоко в горах, нам категорически повезло с впиской. На улице было -30. Конечно, мы бы выжили в палатке, но было бы не очень приятно.

После такой погодки, нам хотелось в тепло, поэтому мы отправились на море, по пути заскочив в крепость Хертвиси и скальный город Вардзиа. В Батуми Лев впервые увидел пальмы, а я долго и радостно играла в камушки на берегу моря.

Последним нашим пунктом был Тбилиси. Тут мы гуляли и бессовестно объедались. Город зацепил настолько, что мы всерьёз думаем переехать туда когда-нибудь.

Короче, мир изобилен! Главное, просто поверить в это и самому не забывать быть источником изобилия для других.

Дарья Павлова, Грузия — Армения — Санкт-Петербург.

Фото автора.