Главная страница Посиделки «Последний день Помпеи», 1833»

«Последний день Помпеи», 1833»

19.12.2018
Елена Смирнова

фото

«ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА.

В рамках выставки «Великий Карл», произведения Карла Брюллова и его учеников из собрания Государственного Русского музея» в Приморской картинной галерее проходят лекции о творчестве художника. Одна из них, которую провела старший научный сотрудник галереи Ольга Алексеевна Батиевская, посвящена истории создания его картины «Последний день Помпеи».

– Карл Брюллов происходил из семьи потомственных художников, его отец занимался скульптурой по дереву. В 10 лет Карл поступил учиться в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств, в которой проучился 12 лет. В академии много внимания уделялось изображению человеческого тела, анатомии, преподавали не только художники, но и профессора из медико-хирургической академии.

– Настоящая фамилия художника была Брюлло. Брюлловым он стал в 1822 году после окончания Академии художеств, когда вместе со своим старшим братом Александром был направлен в Италию для совершенствования мастерства. Высочайшим указом император Александр I дал разрешение на поездку, русифицировав фамилию.

– Пенсионерами в 19 веке называли молодых людей, получающих пенсию (пособие) для обучения. Карл и Александр (он впоследствии стал архитектором) закончили Академию художеств с золотыми медалями. Пенсионерская поездка в Италию была оплачена Обществом поддержки художников, а добирались братья до Италии, посещая по дороге многочисленные европейские города, целый год. Карл полюбил Италию, где остался на 12 лет.

– Извержение Везувия произошло в 79 году н.э. Лава растеклась на 30 км, и за 2 дня несколько цветущих городов были погребены под семиметровым слоем пепла вместе со всеми жителями. В середине 18 века итальянские археологи начали расчистку Помпеи от застывшей лавы.

– При работе над «Последним днем Помпеи» помощь Карлу Брюллову оказали проживающие в Италии графиня Разумовская и наследник уральских промышленников Анатолий Николаевич Демидов. Разумовская, которая вначале заказала картину, возила художника на улицу Гробниц в Помпеи. Но опередивший ее Демидов, известный также как князь Сан Донато, составил договор с художником и заплатил за работу 15 тыс. рублей.

– Брюллов писал картину 6 лет – с 1828 по 1833 гг. Для исторической достоверности он тщательно готовился к работе: посещал музей античной древности, библиотеку, где изучил труды древнеримского писателя, историка и свидетеля катастрофы Плиния Младшего, сделал множество эскизов, рисунков карандашом, масляной краской. Когда он писал картину, то работал по 17-18 часов до изнеможения – его ученики даже часто выносили обессиленного художника с трясущимися руками из его мастерской.

– В Европе и России «Последний день Помпеи» произвел сенсацию. Прежде чем отправить написанную картину в Россию, Брюллов выставлял ее в итальянских музеях и Лувре, где получил за свой шедевр золотую медаль. Впервые на картине изображались реальные исторические события, а не историческая личность и не выдуманные библейские сюжеты. В новаторской картине-катастрофе соединились драматизм действия, эффекты освещения, характерные для романтического стиля, совершенная пластика фигур, свойственная классическому стилю.

Император Николай I за эту работу наградил художника орденом Св. Анны III степени и перстнем с бриллиантом. А заказчик и владелец картины Демидов подарил ее Николаю I, который впоследствии передал картину в Эрмитаж. «Последний день Помпеи» принес автору огромную известность в России и Европе, оказал большое влияние на русских художников, среди которых у него было много подражателей и последователей. Поэты, в том числе Пушкин и Баратынский, посвятили шедевру стихи.

«Привез ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день».

(Баратынский)

– Размеры картины – 4,5 м х 6,5 м. Такое большое полотно, конечно, было невозможно привезти на выставку. Русский музей предоставил эскиз картины и видеоматериалы, а также 70 подлинных живописных и графических работ Карла Брюллова, его соратников и учеников. Ольга Алексеевна провела посетителей по выставке, увлекательно рассказывая о творчестве великого мастера. «Вы как будто бы побывали и в Русском музее», – закончила она свою лекцию.

Выставка продлится до 13 января.

Елена Смирнова

Теги:

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Отчего Единоросы во многом проиграли эти выборы? Кто главный виновник?

1. Навальный с его умным голосованием.
2. Оппозиционеры, которые объединились и действовали сообща.
3. Народ, который выходил на улицы против произвола избиркомов.
4. Единая Россия, которая активно принимала антинародные законы.
5. Путин, как источник непопулярных мер.
6. Элла Памфилова, которая несла пургу вместо принятия законных мер.
7. Росгвардия, которая обозлила народ и настроила против власти.
 

Всего проголосовало
27 человек
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года