Основные тенденции и их причины. Можно выделить несколько основных тенденций в предпочтениях и потребительском поведении российских туристов по организации своего отдыха на зимних каникулах.

Во-первых, небольшой рост поездок россиян по стране на зимних каникулах по сравнению с прошлым годом (по предварительным оценкам на 2–3%). Основными причинами этого являются отложенный отпуск (примерно 20% россиян никуда не ездили летом, поэтому сейчас хотят устроить себе небольшой праздник и отдохнуть) и переориентация россиян, ранее выезжавших за границу, на российские регионы, в том числе на горнолыжные курорты, из-за роста курса валют.

Во-вторых, сокращение продолжительности поездок и их более четкая ориентация на несколько определенных дней. В турфирмах увеличились продажи туров на 2–3 дня непосредственно на Новый год (на периоды с 29 по 30 декабря и по 1–2 января, а также на 3–4 января). Одной из основных причин такой ситуации является снижение платежеспособности россиян. Рост продаж коротких туров известен в маркетинге как «эффект губной помады», когда в периоды финансовых сложностей потребители хотят получить пусть небольшое, но удовольствие от приобретения нового товара или услуги. Понятно, что короткий тур в новогодние праздники очень дешевым не получится, но все же поездка в это время на 2–3 дня будет экономнее, чем тур в этот же период на 7–10 дней.

В-третьих, небольшой рост доли организованных туров, а среди неорганизованных туристов, самостоятельно планирующих свой отдых, отмечается увеличение глубины покупок авиабилетов. Россияне понимают, что снижения цен на авиабилеты к Новому году уже не будет, поэтому начинают приобретать их гораздо раньше, чем в прошлом году.

Популярные направления. Существенных изменений в направлениях поездок россиян на зимних каникулах не предвидится. По-прежнему будут популярны Москва, Санкт-Петербург и горнолыжные курорты в Сочи. Особенно высокими темпами увеличивается на зимних каникулах количество туристов в Москве, которая многое делает для создания на этот период интересного событийного календаря, охватывающего практически все слои населения как по возрасту, так и по бюджету. Также за последние годы в столице было многое сделано для создания туристской инфраструктуры: как в самой Москве, так и ближнем Подмосковье появилось множество катков, горок и лыжных трасс.

Кроме того, в прошлом и особенно в этом году активизировались туроператоры, предлагающие на зимние каникулы туры в Крым. Судя по росту их продаж, у Крыма есть хорошие перспективы выйти в лидеры зимнего направления.

Традиционно популярно такое направление детского туризма, как поездка к Деду Морозу. Конечно, самым популярным является Дед Мороз из Великого Устюга, который уже с октября ездит по всей стране. Но также много усилий прикладывают в Республике Татарстан по продвижению туров к Кыш Бабаю.

Рост доли организованного туризма. Немного изменились предпочтения россиян по способу организации поездки как в летний, так и в зимний периоды. Еще пять лет назад доля самостоятельных поездок россиян по России составляла в среднем 85% (по разным направлениям от 80 до 90%), а в последний год их доля сократилась на 5–10%, составив в среднем 77%. Это стало следствием расширения ассортимента туров, предлагаемых турфирмами, а также снижения цен на массовые направления поездок.

Туроператоры все чаще стали предлагать разнообразные однодневные поездки и даже поездки на часть дня. Например, туры из городов Подмосковья в московские аквапарки, торговые центры и т.д. Строго говоря, таких клиентов нельзя назвать туристами, так как они не ночуют за пределами своего места проживания, но выручка от реализации этих услуг учитывается в услугах, реализованных турфирмами. Такие поездки удобны местным жителям с низким уровнем дохода, не имеющим личного автомобиля.