Церковь-крепость Вяйке-Маарья – одна из сотни эстонских божьих храмов, которые имеют невероятные ансамбли, стиль, а главное настроение пережитых времен и воин. Церковь появилась на месте часовни, которая некогда служила филиальной церковью Симуна. Упоминания о церкви Вяйке-Маарья начинаются с 1346 года. Но самые решающие строительные работы произошли на пару десятилетий позже, так как именно в 1370 году говорится о сооружение основных строений.

Отличием церкви Вяйке-Маарья от других храмов являются стены, имеющие толщину до трех метров. Также в башне, что расположена в её западной, части имеются ниши для бойницы. Эти отличия говорят о том, что церковь служила не только местом для совершения молебен, но и местом, где можно было переждать осаду и дать отпор в сражении.

Готический стиль, использованный при строительстве этой церкви, отражается в каждой кладке и резной пластине. Также подчеркнулся он и появлением органного зала с инструментом, созданном Густавом Норманном в 1848 году. Под глубокие мелодии органа все окружение и своды приобретают более точное настроение старинных времен.

Главным моментом, делающим церковь знаменитой на всю европейскую и российскую часть – это место погребения семьи Крузенштерна, известной своими мореплавателями, что находится в церковном дворике и могила семьи Лурих.

Как и многие достопримечательности, этот церковный ансамбль с двумя часовнями немецкой и эстонской подвергался своевременной реконструкции. К примеру, рисунок, венчающий алтарь Вяйке-Маарьянской церкви, попал под реставрацию в 2002 году. Именитый художник Рихо Хютт имел честь воссоздать картину «Придите ко мне» и витраж «Пустите детей своих ко мне». Уже позже в 2003 году, Хютт создаст витраж «Благовещение Пресвятой Богородицы».