фото

Олаф Мартенс: Футурополис

16 июня 2018 года в Санкт-Петербурге по адресу Набережная реки Мойки, 73, открылась выставка Олафа Мартенса

Олаф Мартенс – известный немецкий фотограф, один из крупнейших провокаторов современной фотографии.

Г-н Мартенс родился в 1963 году в городе Галле, Германия. Получил образование в Лейпцигской академии визуальных искусств, одной из старейших арт-школ в стране.

Значительную роль в формировании авторского стиля Олафа Мартенса сыграло падение Берлинской стены в 1989 году. После многих лет изоляции восприятие мастером фотографии открывшегося мира культуры стало особенно чутким.

Более десяти лет Мартенс прожил в Санкт-Петербурге, город на Неве стал для него вторым домом, особым местом для творческого вдохновения. По этой причине свой новый проект Олаф Мартенс решил в первую очередь представить петербургской публике.

На создание проекта автора вдохновили кинематографические антиутопии, в которых поднимается вопрос о замене человека иными формами бытия. Экспозиционный проект – это размышление на тему будущего, которое может наступить в результате стремительного развития инновационных технологий.

Согласно концепции философа Фрэнсиса Фукуямы, в будущем биотехнологии изменят не только образ жизни людей, но и саму человеческую природу, что приведет к возникновению постчеловека. Однако представления о постчеловеческом мире варьируются, для некоторых такое будущее исключает самоопределение в рамках бинарностей, для других моногендерные коммуны символизируют переход к новому типу реальности.

Посетитель выставки сможет стать свидетелем альтернативного способа существования в фантастическом городе, жителями которого являются постженщины.

Благодаря вошедшим в проект работам, создается единый контекст постчеловеческой реальности. Это город антиутопического будущего, в котором проживают геноиды и женщины-киборги. Жизненный уклад в Футурополисе напоминает сюжеты научно-фантастических произведений. Это своеобразная коммуна постженщин, в которой существует особая модель социального устройства.

Однако женщины технологизированного мира сталкиваются с проблемой отсутствия личностной идентичности, у них нет представления о жизни и смерти, никто из них не задается вопросом о собственном предназначении. Вместо имен у жительниц Футурополиса порядковые номера.

Их уникальность сведена к минимуму, каждая может быть заменена на новую улучшенную версию. Жизнь представительниц коммуны предопределена набором запрограммированных функций, их каждый день является лишь очередной страницей прописанного сценария. В этом антиутопическом обществе царят принципы стандартизации, взаимозаменяемости и приоритета в пользу интересов коллектива.

Индустриальные пространства, которые нередко использовались в качестве локаций для съемок, максимально усиливают ощущение футуристической атмосферы фантастического города. Выставка – это исследование возможных последствий слияния феминного и кибернетического, это увлекательное путешествие в мир будущего, размышление о том, как может трансформироваться сегодняшняя реальность вследствие научно-технической революции

Елена Поломошкова

Фото Марии Жуковой

фото