Существует очень много рецептов проявителей для фотобумаги, но среди них едва ли можно выбрать более десяти существенно отличающихся по характеру работы. Поэтому для повседневного пользования практичнее выбрать один рецепт проявителя, привыкнуть к нему, научиться управлять процессом и лишь в некоторых случаях применять другие рецепты, если этого требуют задачи поиска дополнительного художественного эффекта.

Такая рекомендация подтверждается тем, что качество изображения на отпечатке прежде всего зависит от свойств фотобумаги, от ее соответствия негативу и лишь незначительно — от условий проявления. Улавливать тонкости изменения условий проявления удается только после того, как в совершенстве овладевают правилами подбора фотобумаги к негативу, и методами определения экспозиции при печати.

Между проявителем и фиксажем технологически нужна короткая промежуточная промывка или споласкивание для того, чтобы проявитель, пропитавший подложку и эмульсию, не попадал в фиксаж и не загрязнял его.

Как известно, проявитель, особенно быстродействующий, имеет щелочную реакцию, а фиксаж— кислую, или нейтральную. Проявитель, занесенный в фиксаж, снижает его кислотность и приводит к образованию на снимке дихроической вуали. Промежуточная промывка длительностью около 1 мин достаточна, чтобы смыть с отпечатка большую часть проявителя и удлинить срок активной работы фиксажа. Предпочтительнее споласкивать в проточной воде, а еще лучше душевая промывка. В некоторых случаях, когда необходимо быстро остановить процесс проявления, применяют кислую останавливающую ванну (стоп-ванну).

Как упоминалось раньше, очень важно уловить момент, когда процесс проявления фотобумаги закончен, достигнуты наилучшие градационные характеристики отпечатка и проявление нужно прекратить, так как дальше качество изображения уже ухудшается.