фото

Заезжие звезды. То им не нравятся наши гостиницы, то люди одеты как-то не так. А, если с точки зрения зрителя, всегда ли билеты, которые стоят 1000 – 10 000 рублей, того стоят? Какие совершают ошибки и когда попадают в самое яблочко московские селебрити?

Я была на массе различных концертов и популярных исполнителей, и танцоров, и циркачей, и известных артистов кино. Я уж молчу о спектаклях местных театров. Когда зрители выходят, с горящими глазами обсуждая увиденное, а когда бросают реплики: «Нет послевкусия», «Ну почему не спел»... Или, того хуже, размышляют, что приготовить на ужин.

По-моему глубокому убеждению, есть артисты, у которых существуют фанаты (во Владивостоке – у альтернативных эстраде музыкантов), полагаю, фанаты есть у секс-символов (я думаю, это артисты «Камеди-клаб», Анфиса Чехова и некоторые, зачастую, юные лица.

Я считаю, что те, на кого придут фанаты, могут вообще не париться. Если Земфира два часа будет читать стихи Агнии Барто, ее аудитория все равно будет в экстазе. Правда, исполнители, которые могут себе такое позволить, себе этого никогда не позволяют. Они поют вживую, исполняют песни, которые просит спеть зал, выходят к поклонникам, поют на бис и никогда не уходят, если зал продолжает аплодировать после поклона.

Поэтому мы поговорим об остальных 90% исполнителей, на которых ходят средневозрастные скучающие дамы, которые решили интересно провести вечер, потому что «я ее видела по телеку». И нередко уходят разочарованными.

Чего нельзя во Владивостоке певцам

1. Делать попурри

Помню, приехал Стас Пьеха, у которого, могу ошибиться, но где-то около пяти известных песен (некоторые в дуэте). Да еще опоздал на полтора часа (именно опоздал, потому что вышел на сцену запыхавшийся). Извинился, поулыбался. Был в таком классном настроении, спел все свои хиты, прочитал свои стихи. Зал рукоплескал, стоял, и, вообще, все было пучком, хотя, конечно, аншлага не было (аншлаги бывают крайне редко).

И помню концерт Долиной. Зал наполовину пуст (при этом, меня лично отговаривали ходить на Долину). Концерт начался тоже намного позже, причем всем казалось, что Долина уже здесь. Она спела блюз (который мало кто понимает), «Пихэпс» из фильма «Любовь-морковь», целую кучу иностранных никому не известных песен, с которыми она, в своем-то «юном» возрасте, решила покорять США. Вместо песен, которые хотела услышать я (типа «Три розы», «Музыкант» и т.д.), было попурри.

С Орбакайте произошла та же ерунда. Человек 20 лет на сцене, ее песни одни из самых известных. Она спела десяток новых песен, десяток песен Пугачевой и попурри из своих.

Как можно ехать во Владивосток, на другой конец света, чтобы обкатать программу? Ты хочешь в следующий раз приехать и выступать перед полупустым залом? Дорогие исполнители! Не цените себя выше облаков. Мы приходим на песни, под которые проходила наша жизнь, над которыми, кроме вас, трудились поэты и композиторы... Если мы не услышим этих песен, пойдет слух, что на этого человека ходить вообще не стоит.

2. Не исполнять песни по заказу

Мы еще в студенчестве заметили, что самые классные радио-передачи — это по заявкам слушателей. Если кто-то кричит: «Спой «Губки бантиком»», значит, эту песню, вместо отточенной дурацкой никому не интересной программы из новых песен, хочет услышать треть зала.

Если исполнитель не поет на заказ, то, в понимании зрителя, либо «шпарит под фанеру», либо «плевать он на нас хотел». А самое главное, ты продолжаешь петь всякую фигню, а зритель продолжает зевать.

Нас называют городом рокерским. Вот Земфира, Бутусов, «Ночные снайперы», даже «Ранетки», между прочим, на просьбы из зала не забивают, в отличие от некоторых. И вообще, умеют держать контакт со зрителем.

3. Приходить в плохом настроении

Видела Успенскую (полон зал), Волочкову (даже в проходе стояли), Носкова (зрителей немного, но голос шикарный). Все клево. Словами не объяснишь, но сердце до сих пор помнит. Я не знаю, как, но если человек выходит с чувством «Ах» внутри, «Ах» вылетает в зал, и все балдеют.

Не буду называть исполнительницу. Отработала 3,5 часа (потому что очень дорогие билеты), потом зал встал и пошел на выход, только пара поклонников задержалось. «Вы уж извините, я больше не могу», – сказала она поклонникам.

Что стоит делать во Владивостоке актерам?

Актеры (а также ведущие и все, кому не лень) приезжают во Владивосток с антрепризами. Я могу назвать массу неинтересных концертов и ни одной ну совсем, не примечательной антрепризы.

Есть антрепризы халтурного плана — звезда (как правило, не очень хорошо играющая, а иногда играющая на уровне самодеятельности) берет с собой 1-3 неизвестных, но очень сильных матерых театральных актеров и выбирает интересный материал. Чем хороши селебрити...

Да она может играть, как любая 40-летняя дама на детском утреннике, но у них шикарное чувство времени. Например, Ольга Прокофьева, которая играет Жанну Аркадьевну в «Моей прекрасной няне» выбрала пьесу «Свои люди – сочтемся». Там она такая же Жанна Аркадьевна и по манере игры, и по роли (а, может, она такая и в жизни)...

Хотя пьеса и написана на каком-то древнерусском, но ты понимаешь, что здесь, во Владивостоке, масса ИП на любимых доченек имущество переписало. И в конце оказалось в не менее драматичном конфликте...

Звезды, даже такие, казалось бы, несерьезные, как Жанна Аркадьевна, понимают, что современно, а что нет. Их спектакли полны модернистских приколов. Хотя сами звезды, типа Прокофьевой, Самохиной или Стриженовой, играли в антрепризах «не стреляйте в артиста, он делает все, что может».

Но самое клевое, когда приезжает не звездочка с хорошей труппой, а целый коллектив прекрасных столичных артистов (как-то приехали одновременно Бледанс Калныньш, Арнтгольц и другие) с актуальной не заезженной пьесой «Не будите спящую собаку». У нас в театрах делают трагифарсы (смесь шуток и драмы), поэтому просто легкая бессмысленная ерунда, наверное, нашим зрителем воспринята не будет. Исключение – «Шесть кадров», которые просто хорошие клоуны и то, что они привезли, было прекрасной клоунадой с практически киношной игрой. Но никто и не ждал, что они привезут Шекспира. Поэтому все было «вау».

А вот «аншлаговские» и «петросяновские» звезды, мое личное мнение, в пролете. Приезжала Клара Новикова и читала монологи 90-х годов. Смеяться над устройством быта, который был 20 лет назад, по-мне, не смешно (по реакции зала – тоже). В наших театрах шутки интереснее и на современную тему.

Чем плохи циркачи?

Цирк любят дети. Потому что они приходят туда в первый раз. Я смотрела много цирковых представлений и поняла, почему не люблю цирк (к фокусникам и клоунам это не относится).

Акробаты, вы все на одно лицо!

В цирке выступают акробаты (я имею в виду не только акробатов, но и силачей, женщин-змей — всех, кто показывает чудеса владения телом). Как правило, с одинаковыми номерами и даже в одинаковой одежде. Видимо, учились в одном цирковом училище. И, хорошо, если хотя бы выступают хорошо.

Я видела массу цирковых представлений, в которых или очень простые трюки (ну, типа, вышла девушка, покрутила три обруча, ушла) или очень плохо отрепетированные трюки.

Помню, приехали роллеры. Что-то они на этих роликах выделывали, с первого раза получалось не всегда. Не всегда даже со второго. И беда не только в том, что ты переживаешь, как бы человека не размазало на твоих глазах. Беда в том, что парни, которые катаются на скейте возле театра имени Горького, делают эти же трюки лучше...

Плохой зоопарк вместо хорошей дрессуры

Не все циркачи понимают, чем цирк отличается от зоопарка.

Так вот, зоопарк — это множество животных, задача которых ходить, лежать и хлопать глазками. В цирке может не быть всего перечня Красной книги, но если уж там есть свинья, она не имеет права переступить через бревно и с радостным визгом отправится за кулисы.

Я видела представление, которое запомнилось яркими костюмами и огромным количеством копытных животных. И, что бы вы думали, они делали? Бегали по кругу! Я понимаю, когда выносят змею, походят с ней по арене и уносят обратно. Змея, реально, ничего не умеет. Но вы можете поверить, что такое умнейшее животное, как лошадь, можно научить только бегать по кругу и не больше? Или приносят попугая (не лошка какого-нибудь волнистого, а крупный вид, способный выучить, говорят, сотню слов), и этот попугай, ходит по канату, летает с тумбочки на тумбочку и, собственно, все. Или собачки, которые прыгают через кольцо. Даже не через горящее кольцо.

Моя мама с бабушкой ходили на дельфинов. Они прыгали, играли с мячом, пели в оркестре и даже пытались рисовать. Такой восторг! Все визжали. Мораль басни такова: если привозите животных, они должны уметь гораздо больше, чем мой домашний попугай или соседская собака.

Фокусники, гипнотизеры, экстрасенсы

Объясню разницу: фокусники ловко прячут в пальцах монетки (и в определенных объектах все остальное), гипнотизеры манипулируют с нашим сознанием, а экстрасенсы показывают общение с потусторонними силами. В общем, волшебники всех мастей. Ваш единственный минус — вас очень мало. Тема волшебства такая супер-распиаренная, а вы не приезжаете. В свое время бывал у нас гипнотизер Южный. Он так и сказал, что шоу-гипнозом люди занимаются редко (кроме себя назвал еще знаменитого Дмитрия Домбровского). И ездят редко. Он такие вещи отмачивал. Говорит: сожмите руки в замок. Все сжали. Потом он внушал-внушал и говорит: «А сейчас у вас руки не отцепятся». А они и впрямь не отцепляются. У меня брат потом все, что нашел про гипноз, скачал с Интернета.

Приезжали братья Сафроновы. У них там люди непонятно откуда появляются и непонятно куда исчезают. Сделано идеально. Особенно покорил фокус, когда один из братьев показывал, как прятать платок в руку. Показывает, дескать, с другой стороны яйцо с дырочкой, туда он и прятал платок. Но, говорит, в зале обязательно найдется умник, который крикнет, что платок спрятан в яйцо. После этого он заделывает дырочку, разбивает яйцо, а из него вытекает содержимое. Зал в шоке. Безупречно сделанный фокус хорош и для взрослых, и для детей. Для меня, например, все это было такое же волшебство, как для ребенка. Тут совет фокусникам, как всем циркачам — не халтурьте. Не показывайте стандартный набор — развивайтесь.

Как сказали братья Сафроновы, пошел 16 сезон «Битвы экстрасенсов». Почему я никого не видела в городе нашенском? Я б с радостью сходила. Видимо, они там липовые. Если не липовые, приезжайте, покажитесь.

Анастасия Попова.

Рисунок Алексея Меринова.