фото

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца».

Александр Грибоедов

 

Все отчетливее стал осознавать: чем старше становлюсь, тем мудрее, добрее, красивее и умнее мне кажется мой отец – Степан Иванович. Он – идеал настоящего человека, достойный образец для подражания. Всю жизнь горжусь им, благодарен ему за все, говорю ему спасибо, отчетливо осознавая, что настоящий отец – это великое искусство, на поприще которого мы сами можем выступить талантливыми режиссерами.

Да и радость собственного отцовства превзошла все самое счастливое на свете. Вспоминаю, как мой маленький сын Максим однажды вечером без слов стремительно бросился ко мне, обхватил меня руками и поцеловал. Его ручонки нежно и трепетно сжимали меня, и я чувствовал в душе чистую, райскую любовь. Я давно уже понял: ничто так не украшает отца, как идущий рядом сын! И так хочется, чтобы сын осуществил хоть немногое из того, что не удастся мне.

Для меня отцовство – святая первооснова, самая необходимая потребность сердца. Я просто уверен: без хороших отцов нет настоящего воспитания, даже если молодой человек получит несколько дипломов самых престижных университетов. А отличный отец – это несравненно большая планета, чем обычно многие представляют, это самый авторитетный материк, просто обязывающий любить ту землю, где родился, где папа – настоящий хозяин. 

Рядом с нами живет много «цветочков», уже с ранних дней оскорбленных неблаговидностью отца, его аморальным образом жизни. Слабый отец – тот, кто не может по-настоящему выполнять роль главы-головы, такого и жалеют, и презирают, и ненавидят. Если папа все самое важное и стратегическое перепоручает жене, он фактически становится сатирическим персонажем. Сразу вспоминается герой Дениса Фонвизина, жалевший мамашу, которая «так устала, колотя батюшку». Нередко бессилие папы – плачевный результат его социального неустройства, тунеядства, безалаберности, когда отец-алкоголик начинает пропивать даже те жалкие гроши, что зарабатывает… А содержание семьи кладется на хрупкие плечи супруги.

Удаленный, воскресный отец вызывает к себе самые противоположные чувства – от горячего обожания до раскаленного неприятия. Неудовлетворительное, несостоявшееся отцовство – драма нашего века, драма всех и каждого. На сцене стоит дитя, мечтающее об отце, даже если тот его оставил, как ненужный груз, даже когда не хочет признавать отцовство, но тем не менее все равно так нужен ребенку. А за афишей этой драмы замечаем одинокого папу, с трудом находящего в себе силы искренне и честно поговорить с сыном.

Сегодня, когда мужчины-учителя оставили школу, мы испыты­ваем потребность в рыцарях наших домов-крепостей. Создав мужчину, дав ему погоны лидера, всевышний включил сюда святую обязанность заботы о тех, кого породил... Но сильный пол во все века испытывал традиционный недостаток – владеть важным сокровищем – отцовством. Радует, что сегодня во многих странах наконец-то стали создаваться клубы отцов, где опытные наставники учат новоиспеченных пап самым необходимым навыкам.

Печально, но многие считают, что физиологическое умение «сделать» ребенка (одно неловкое движение – и ты отец!) дает право называться Мужчинами. Аморальный, распущенный отец оказывают негативное влияние на сына, который брак начинает считать чем-то мешающим свободной жизни. Вот и пришли мы к плачевной ситуации, когда институт традиционной дал колоссальную трещину, а разводы обгоняют заключенные браки… Стремительно развиваются случайные связи, да и гражданские браки оборачиваются многочисленными проблемами. Много бездетных семей. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, увеличивается количество неполных семей, сирот при живом отце, внебрачных детей. Вы когда-нибудь видели глаза детей в детдомах? Безотцовщина – не это ли самый смертельный яд для психики ребенка?

Некоторые папочки хотя и живут дома, однако роли настоящего хозяина дома за ними никто не замечает. Они безразличны и эгоистичны, собственные развлечения для них важнее времяпрепровождения с детьми. Мно­гие «джентльмены» преподносят детям шикарные приставки, планшеты, ноутбуки. Однако дети больше всего хотят видеть, как их отец нежно любит мать, как он пойдет с ними на прогулку. Тогда маленькие граждане ощущают, как солнечное тепло, чувство радости, благополучия, безопасности. Ребенок может сразу потерять уваже­ние к отцу, если видит, что тот относится равнодушно к матери.

Некоторые по-прежнему наивно полагают, что любить сына, дочь – это обеспечивать их материально. Но это родительская обязанность. К тому же ваши подарочки показывают: вы чувствуете вину. Увы, но иной «одиссей» не поддерживает детей даже деньгами, поэтому с такими разбираются в суде. Скрываться от алиментов – разве есть более позорный и немужской поступок? Отцам необходимо дарить детям не только свое время, но и свою любовь – это для них гораздо важнее любого новогоднего подарка. Тогда и дети ждут с работы отца домой, как Деда Мороза у елки... (Продолжение в следующем номере – Прим. ред.)

Константин Корнелюк, педагог

(фото из газеты «Совет да любовь»)