фото

14 июня представлена новая программа московского цирка «Фиеста»: гималайские медведи оседлали австралийских буйволов, шимпанзе лихо кувыркается на арене, а послушные собаки вальяжно гарцуют на лошадях… Русский цирк немыслим без дрессированных животных!

Конечно, демонстрация человеческих возможностей владения телом тоже широко представлена: дружная семья акробатов открывает представление, жонглёры удивляют своим искусством, а воздушные гимнасты поражают бесстрашием, выполняя номера на проволоке, которые принадлежат к классическому репертуару.

Клоуны на арене то «усыпляют», зрителей, то организуют уморительное шоу, вызывая на сцену зрителей, которые задорно играют на «инструментах» и пляшут. Детский смех и удивлённые возгласы звучат в зале, представление их радует! Тем более, что вместе со взрослыми артистами выступает детский танцевальный ансамбль «Светлячок»!

Аттракцион «Медведи на буйволах» является гвоздем цирковой программы, которая сейчас идет в нашем городе. Дрессировщик – Серго Самхарадзе, лауреат фестиваля циркового искусства в Варшаве, артист компании «Росгосцирк», художественный руководитель аттракциона.

Медведь – разностороннее животное: танцует, катается, кувыркается… Катается на велосипеде, мотоцикле, лошади… А вот на грозном буйволе – впервые!

Когда и кому пришла в голову идея - усадить медведей на буйволов, которые славятся своим непростым и упрямым характером?

По словам Серго Самхарадзе, эта идея появилась очень давно: его отец в 1977 году выпустил номер «Акробаты на буйволах». Медведей тогда еще не было. Буйволы таскали по арене повозку (арбу), номер был сделан в грузинском стиле.

Буйволы – специфические животные: они признают одного хозяина. Считалось, что они не поддаются дрессуре. Теперь это мнение опровергнуто.

В 1993 году в сочинском цирке появились медвежата. Их-то постепенно и приучили, сажая на буйволов, выполнять трюки. Сажали без панцирей – у буйволов на спине нет защитных доспехов.

В Европе больше практикуют не дрессуру, а показ животных, то есть передвижной зоопарк. Российские дрессировщики более широкого профиля: им приходится думать каждый день над тем, «чем будем удивлять». Прежде всего необходимо делать то, что максимально возможно, и не навредить.

Пока животное не участвует в представлении, надо его подготовить. Интересно, что медведь запоминает, с каким буйволом он выполняет трюк и смотрит: тот ли буйвол под ним… Импровизация здесь не проходит!

Дрессировщик выходит на арену в костюме тореадора и в тандеме с буйволом демонстрирует зрителю пусть не совсем настоящую (потому что без крови), но все же корриду. Состязаться в силе с быком бесполезно: некоторые парнокопытные артисты весят 1200 килограммов. Если буйволу что-то не понравилось или, напротив, чего-нибудь очень захотелось – его не остановишь.

Буйволы любят свободу, обожают воду. Так что летом, когда предоставляется такая возможность, их выпускают попастись на воле. Зимой раз в неделю устраивают буйволам банный день: поливают из шланга. Быки воспринимают эти процедуры с удовольствием.

В номере задействована шестерка парнокопытных: Ваня, Ник, Боди, Зорро, Буран и единственная в этой компании дама-вожак Медико. Куда идет она, туда направляются и остальные. Так что буйволам не чужд матриархат. По характеру они все совершенно разные: Зорро ужасно не любит выполнять команду «ложись», Ваня самый привередливый…

В рекламных роликах номер «Медведи на буйволах» часто называют «уникальным». В чем же его уникальность? В том, что австралийские буйволы – это довольно непростые в дрессуре животные. Они очень крупные, характер у них неуступчивый. Прибавьте к этому острые, нередко метровой длины рога.

И вот на этих строптивцах катаются медведи! Хищники, их природные враги. Причем дрессировщикам удалось добиться того, чтобы мишки сидели на «голой» спине буйвола, не прикрытой защитным панцирем. Медведи не вцепляются в шкуру быка, а держатся у него на спине как человек, балансируя. И при этом они умудряются еще выполнять различные трюки, перескакивать на ходу с одного буйвола на другого.

А как смогли заставить быка терпеть такое? Главное слово тут – «любовь». Бык любит, чтобы его персоне уделялось много внимания, чтобы его всегда чем-то угощали. На репетиции его постоянно подкармливают, поощряют сухариками или морковкой. Так что нужно соблюдать еще одно правило: путь к сердцу быка лежит через его желудок. Бык всегда должен оставаться Быком – статным, могучим, видным. Поэтому, когда буйволы кланяются на манеже, демонстрируя грозные морды с огромными рогами, невольно удивляешься: как удалось укротить этих монстров?!

Отличная работа, интересные, весёлые номера. Артисты подарили хорошее настроение зрителям!