200 тысяч рублей потерял гражданин из-за неправильной претензии к магазину: разбираем решение суда
Закон позволяет гражданам-потребителям получить очень высокие денежные компенсации, если купленный ими товар окажется некачественным.
Но, как показывает практика, далеко не всем удается получить эти компенсации — причем, по своей же вине.
В этом выпуске обращу ваше внимание на свежий пример из практики Верховного суда РФ, который показывает, как нужно правильно направить претензию магазину, чтобы не лишиться крупной суммы денег.
Гражданин приобрел новый смартфон почти за 85 тысяч рублей, но радость от покупки была недолгой: вскоре в телефоне стали проявляться недостатки, которые не позволяли им пользоваться (не проходили входящие звонки, искажался звук в динамике, пропадала связь).
После ремонта эти недостатки вернулись вновь — поэтому покупатель потребовал вернуть ему деньги за некачественный товар, направив претензию в адрес магазина, где он приобрел неудачный телефон.
Не получив ответа на свою претензию, гражданин подал в суд иск с требованием взыскать с продавца стоимость товара, а также все предусмотренные законом санкции (неустойку в 596 тысяч рублей за отказ вернуть деньги добровольно, неустойку в том же размере за отказ добровольно возместить убытки, штраф 50% от взысканной суммы и компенсацию морального вреда 100 тысяч рублей).
Назначенная судом экспертиза подтвердила, что дефекты телефона носят производственный характер.
Поэтому суд удовлетворил требования гражданина — правда, заявленные им размеры неустойки, штрафа и компенсации морального вреда снизил до 212 тысяч рублей суммарно (ст.ст. 13, 18, 23 Закона о защите прав потребителей).
Однако в апелляционной инстанции дело пересмотрели и полностью отказали потребителю во взыскании неустойки и штрафа.
А причиной тому стал неверный адрес, по которому была направлена претензия: гражданин отправил письмо по адресу, где находилась торговая точка, а не на юридический адрес магазина.
Это привело к тому, что продавец не получил претензию — а потому и не удовлетворил требования покупателя своевременно.
Верховный суд РФ, до которого дошел этот спор, подтвердил законность решения суда апелляционной инстанции — поэтому покупатель лишился 200 тысяч рублей неустойки и штрафа, которые полагались бы ему, направь он претензию на верный адрес (определение ВС РФ № 18-КГ23-81-К4).
В большинстве случаев суды придерживаются такой позиции: неустойка и штраф за несвоевременное удовлетворение требований потребителя взыскиваются при условии соблюдения претензионного порядка.
Причем претензию следует направлять по тому адресу, который указал сам продавец, а если он ничего не обозначил в этом плане — то на его юридический адрес (его легко установить по сведениям о регистрации продавца в органах налоговой службы, которые есть в общем доступе в интернете).