На этой неделе в Грузии прошли протесты против закона об иностранных агентах, который сравнивают с российским. В итоге грузинский парламент под давлением общественности прекратил рассмотрение закона.
Юрист и создательница проекта «Ковчег» Анастасия Буракова вспомнила, как в России ужесточались законы об иностранных агентах:
2017 год
Внесены поправки в закон о СМИ — иностранным агентом могут признавать медиа, получающее финансирование или имущество от иностранцев непосредственно или опосредованно.
2019 год
Внесены поправки в закон о СМИ, которые позволяют признавать иноагентами физических лиц, если они распространяют информацию для неограниченного круга лиц, публикации СМИ-иноагентов и получали деньги или иную помощь от иностранцев в любой форме.
2020 год
Внесены поправки в так называемый закон Димы Яковлева — теперь иностранными агентами могут признавать физических лиц и незарегистрированные объединения, если они занимаются «политической деятельностью» (фактически любая публичная деятельность) и получают поддержку от иностранцев в иных формах.
2022 год
Вместо четырех реестров иностранных агентов и раскиданных по разным законам регуляций вводят единый реестр и отдельный закон — «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». По сути, все критерии объединили, теперь иностранными агентами признают за любую публичную деятельность и за любое «иностранное влияние».
Иностранные агенты не просто сдают отчетность или включены в реестр. Стигматизирующая маркировка любых материалов, запрет на организацию публичных мероприятий, запрет на поддержку партий и, вообще, любое соприкосновение с выборами, запрет на образовательную деятельность и проведение экологических экспертиз — неполный список ограничения в правах тех, на кого навесили ярлык.
Самые интересные мнения о жизни России публикуются в телеграм-канале