фото

Сенаторы РФ А. Артамонов, А. Майоров, С. Митин, М. Афанасов, В. Новожилов (все – представители «ЕдРа») и депутат ГосДумы В. Кашин (КПРФ) внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По экспертным оценкам, в сельскохозяйственных организациях России ежегодно образуется около 180 млн тонн (!) навоза. Он стал настоящим бедствием.

Однако авторов законопроекта, судя по его содержанию, волнует то, что природоохранные структуры штрафуют бизнесменов – хозяев агропромышленных холдингов, не утруждающих себя заботой об экологии, а не право людей на безопасную среду обитания, гарантированное нам Конституцией.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала Минсельхоз и Минприроды «отрегулировать проблему на федеральном уровне». И задала курьёзный вопрос: «Или вы не погружаетесь так глубоко в навоз?».

Не знаю, как министры, а мы, живущие рядом с громадными свинарниками, которыми «осчастливило» нас Министерство развития Дальнего Востока и Арктики, погрузились в него с головой. Ведь каждый громадный, на 83 тысячи голов, свинарник за год выдаёт 78000 - 90000 тонн отходов 3-го класса опасности. Это не преувеличение и не выдумка журналиста. Данные взяты из расчётов Регионального центра экоаудита и консалтинга (г. Владивосток), проводившего оценку воздействия на окружающую среду третьего свиноводческого комплекса в Спасском районе. Их пока под Вишнёвкой два. Планируется строительство ещё четырёх аналогичных предприятий. Плюс мега-свинарник в селе Прохоры на 39 тысяч хрюшек.

3500 граждан Спасского района поставили свои подписи под петицией Президенту России против строительства ещё четырёх аналогичных предприятий ООО «Приморский бекон».

И что? А ничего!

Очень уж много во власти тех, кто лоббирует интересы крупных агропромышленных холдингов. Скороспелое свиноводство – самая выгодная отрасль сельского хозяйства. Но на пути к доходам магнатов стоят люди, которым – только представьте! - не нравится дышать зловонными испарениями и пить загаженную воду.

Порой и природоохранные структуры пытаются заставить ушлых «бизнесменов» соблюдать законы, хотя подступиться к так называемым «инвесторам» ТОРов трудно, порой невозможно. Плановые проверки имеют право проводить только федералы – с разрешения Министерства развития Дальнего Востока, и не иначе. И даже их охранники свиноводческих комплексов нередко не пускают в свои владения, дабы не узрели чего лишнего.

При проверках свиноводческих комплексов природоохранной прокуратурой, Росприроднадзором по Приморскому краю и Сахалинской области, Россельхознадзором и другими ведомствами за пять лет выявлено множество нарушений резидентами ТОРа «Михайловский» - обществами с ограниченной ответственностью «Мерси Трейд» и «Приморский бекон». Перечень их впечатляет - свыше 20 видов, в том числе по утилизации отходов производства – того самого навоза, о котором сейчас так радеют сенаторы и депутаты.

«Наши деды и прадеды, когда не было химических удобрений, навоз пускали в дело. Считалось, что органическое удобрение самое полезное», – цитируют Валентину Матвиенко РИА «Новости».

В отличие от Валентины Ивановны, наши деды и прадеды в навозе разбирались. Они знали, что от разных животных он - разный. Да и громадных свинарников не строили, на поля же вносили только перегной, а не свежие фекалии.

По законопроекту, продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных не являются загрязняющими веществами и объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (!).

Этот юридический и агрономический «шедевр» вызывает немало вопросов.

Ссылки на результаты исследования по Краснодарскому краю абсолютно неприемлемы для Приморья. Климат и погодные условия кардинально разные. Зима там полтора - два месяца, у нас – полгода, весной и осенью - тайфуны и ливни. У них чернозём 1-1.5 метра, у нас - суглинки и подзол в 25 – 30 сантиметров.

Непонятны и абсурдны расчеты норм внесения «удобрения» - 240 кг на гектар пашни. Значит, на квадратный метр приходится 24 грамма? Это что за супер-пупер «удобрение»?! И сколько потребуется полей только одному комплексу, чтобы запахать 80-90 тысяч тонн навоза?

Руководство холдинга «Мерси Агро Приморье» и администрация Спасского района выступили с инициативой проведения общественных слушаний по законопроекту. Однако ни в одном документе не удалось найти упоминания о необходимости такой процедуры по внесённому в ГосДуму документу.

Выходит, это самодеятельность свиных магнатов и чиновников (учтём: администрацию Спасского района возглавляет бывший генеральный директор «Мерси Агро Приморья» Андрей Колот)? И цель, по моему личному убеждению, простая: создать видимость всенародной поддержки, а потом козырять ею и «давить» сопротивление жителей строительству новых свиноводческих комплексов с отсталой технологией утилизации отходов? Похоже на сговор власти и бизнеса…

Дума Спасского района, рассмотрев проект закона, решила обратиться в комитеты ГосДумы по аграрным вопросам и по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды с требованием доработать его и не допустить приравнивания отходов свиноводческих комплексов к категориям «продукт» или «удобрение».

За пять лет в различные инстанции поступило более 120 обращений и жалоб граждан на нарушения природоохранного законодательства этими организациями.

Авторы законопроекта предлагают приравнять все отходы к продукту (удобрению) для упрощения ведения хозяйственной деятельности. При этом надо учитывать разнообразие сельскохозяйственных животных и разнообразие получаемых от них продуктов жизнедеятельности. Нельзя сравнивать экскременты коней и крупного рогатого скота с испражнениями свиней. Даже в домашних условиях свиной навоз выдерживался 2-3 года, и только потом его вносили в почву. Приравнивание свиных выделений к продукту (удобрению) без обеззараживания, без дегельминтизации может привести к непредсказуемым последствиям, - считают местные депутаты.

По критериям органического, микробиологического и биогенного загрязнения свиной навоз является высококонцентрированным экологически опасным отходом.

Он может содержать возбудителей многих опасных болезней животных и человека. Например, сибирской язвы, столбняка, туберкулёза, бруцеллёза, ящура, чумы, инфекционной анемии. Список их длиннее, чем даже количество в России миллиардеров по версии журнала «Форбс».

Возбудители этих болезней попадают в навоз вместе с выделениями больных и переболевших животных. В фекалиях в громадных количествах находятся гельминты (глисты). Они загрязняют землю, попадая в неё с навозом. Споры сибирской язвы сохраняются десятки лет. Бактерии свиной рожи, туберкулёза могут размножаться в земле при наличии питательных веществ или же в присутствии других микроорганизмов.

Навоз на открытых площадках летом быстро высыхает, превращается в пыль, разносится ветром и мухами, которых около свиноводческих комплексов несметное число, заражает обширную территорию и водоёмы. При этом обитающие в почве грызуны, черви, насекомые становятся переносчиками болезней.

Согласно существующему законодательству, свежий свиной навоз относится к отходам производства 3-го класса опасности, а перепревший - к 4-му. Утилизация их регламентирована законами, нормативами и инструкциями, контролируется надзорными органами. Это оправданные меры предосторожности в целях охраны окружающей среды и здоровья людей.

За последние годы на комплексах случились две эпидемии ящура, уничтожено 87 000 голов животных. А сколько было слито отходов в ручьи и реку Кулешовку за 2015-2017 годы, пока у свиноводов не было специальной техники для внесения отходов в почву? - Сотни тысяч тонн!

Метод утилизации отходов на свиноводческих комплексах - самый примитивный, запрещенный в Европе и США, как наносящий вред почве, воздуху и человеку.

Длительное хранение огромных объемов жидкого навоза в открытых лагунах - это испарение в атмосферу большого количества адской смеси воздуха с химическими элементами, болезнетворными микробами, это тучи мух, разносящих заразу на 10-15 километров, и тошнотворный запах.

Внесение жидкой фракции навоза в почву - трудоемкий и практически не выполнимый (качественно и в срок) метод утилизации в наших климатических условиях. Переувлажнение полей в весенний и осенний периоды сокращает сроки выполнения работ. Свиноводы с трудом успевают засеять поля весной и убрать урожай осенью, а параллельно надо внести 50000-60000 тонн отходов в почву. Учитывая, что пахотный слой в районе 25-30 см (дальше только глина), есть большая вероятность стекания навозной жижи в водные объекты, что мы и наблюдали весной и осенью 2018 года, так как все поля в округе имеют уклон к ручьям, речке и болотам.

Невозможность своевременно и качественно внести отходы в почву ведет к неконтролируемому (или специально проводимому) сливу их в водные объекты.

Ученые Биолого-почвенного института ДВО РАН дважды проводили проверки ручья без названия около свиноводческого комплекса «Приморского бекона» по истечению 30 суток после таких сливов и пришли в ужас от увиденного загрязнения.

По расчетам специалистов БПИ, ООО «РЦЭК», рекомендациям Минсельхоза РФ, для качественной утилизации отходов каждому комплексу необходимо 2500 га пашни. В районе планируемого строительства имеется лишь 4500 га, то есть только для двух свинарников. При строительстве всех запланированных шести комплексов произойдет трехкратное превышение нормы внесения отходов и, соответственно, - заболачивание почвы.

Одно из последствий опрометчивого решения о размещении шести комплексов на ограниченной территории - большая вероятность заражения подземных источников питьевой воды. Переработать и профильтровать почти миллион тонн таких опасных отходов - проблема.

На запросы о том, проводились ли технико-экономические, экологические и прочие исследования, есть ли такие комплексные обоснования проекта, никто вразумительного ответа не дал.

На комплексах применяется метод интенсивного выращивания животных (за 5-6 месяцев). Ускоренный рост достигается благодаря добавлению в корм различных стимуляторов, применению специальных медицинских препаратов.

Руководство холдинга информировать общественность о них отказывается. Эти препараты частично выводятся из организма животных с навозом и попадают в почву. Нет никаких гарантий, что они не окажут негативного влияния на здоровье потребителей такого мяса в будущем.

***

Когда статья готовилась к печати, в интернете появилось сообщение о том, что специалистами Приморской межобластной ветеринарной лаборатории Россельхознадзора при исследовании пробы от партии свинины производителя из Приморского края выявлены бактерии группы кишечной палочки. Пробы от партии охлажденной свинины в полутушах отобраны на мясоперерабатывающем предприятии (каком именно, сотрудники назвать отказались – Авт.). Исследование проведено по обращению владельца мяса.

Информация внесена в автоматизированную систему (АС) в области ветеринарии «Веста» и доведена до владельца партии. Срочные донесения направлены в центральный аппарат и территориальные управления Россельхознадзора, управления ветеринарии субъектов Российской Федерации и иные ведомства.

Ольга Купчинская, член общественной организации «За достойное будущее!».

Спасский район.

На снимке: Откачка навозной жижи из лагуны. Фото автора.