фото

Я счастлива, что мы можем очно видеть друг друга. Как долго это было невозможно!

Сегодня днем пришел ко мне участковый. Постучался, позвонил в дверь. «Здравствуйте», – говорит, вежливый такой. Ну, ко мне, наверное, думаю.

Нет, я ему была не интересна.

«По поводу вашей дочери, Софии. Хочу ей оформить протокольчик за участие в митинге. У нас тут есть информация, что она участвовала, и вот мне надо. Сообщите ей об этом». Я говорю: ну, я ей сообщу, безусловно, спасибо.

И, вы понимаете, в нормальной стране, где есть право, где есть рабочие институты — вот что должна чувствовать мать, когда к ней приходит сотрудник полиции и говорит: «Мы по поводу вашей дочери»?

А я почувствовала такое счастье! Что у меня такая классная девочка, что я – не самая плохая мать, что у меня такой неравнодушный ребенок. Участковый приходит за участие в митинге... Я говорю: «Вам что, делать нечего?» Он отвечает: «Ну, вы меня поймите, это же нам просто сказали, ну, вы же понимаете. Это вот нам надо? А мы ходим».

И я ему говорю: «Ну, понимаю, конечно, но с другой стороны, каждый на своем уровне, каждый на своем месте все время что-то вот в эту машинку репрессий вкладывает, добавляет. .... Нам не страшно, нам нормально. Но вы также должны осознавать, что в каждый момент, на каждом своем отдельном месте, все равно, никогда нет «просто выполняю чью-то волю» или просто «жертва обстоятельств». ... У вас всегда есть возможность что-то сделать и что-то не сделать. Вы сейчас пришли ко мне с этим протокольчиком, с этой повесточкой, вы свой маленький взнос сделали.

Но я хочу сказать о том, что если я, Мария Эйсмонт, говорила этому милейшему участковому, то это же самое применимо и к нам. Почему нет, чем мы лучше? И в каждый конкретный момент мы, каждый из нас, тоже имеет возможность что-то сделать или что-то не сделать. И нам, по сравнению с ним, конечно, небольшая фора. А наши права сильно ограничены, ну, прямо, совсем сильно. И с каждым днем, с каждой неделей, с каждым месяцем вот это пространство, в котором нам кажется, что мы имеем этот самый выбор, как будто бы фору, сжимается.

Но это только ощущение. На самом деле, оно по-прежнему большое. Та прекрасная Россия будущего, спасибо очень уважаемому Алексею Навальному, которого я всегда поддерживаю, за это выражение, иногда кажется, что мы уже и не доживем, не такие уж мы молодые... И как-то все катится к тому, что, может, мы не увидим уже ее. Если о ней думать, как о государстве, где могут работать институты, соблюдаются права человека, где все это работает, может, я и не доживу. Но давайте думать об этом ... Прекрасная Россия будущего.

И каждый раз, когда мы делаем что-то такое, просто не проходим мимо, просто в какой-то один момент не молчим, просто говорим что-то, что сначала кажется ненужным, кому-то опасным, неуместным, но, на самом деле, очень правильное, то мы должны это сказать, ничего страшного, просто сказать. Или просто даже можно не говорить, даже можно не пройти мимо. Просто идти ... Множество одиноких, потерянных людей, которым можно просто помахать рукой или протянуть руку.

Вот, я часто обсуждаю с коллегами, как можно «засунуть руку» в этот ад 6-го СИЗО женского, сколько там горьких и потерянных людей! Это даже не опасно, это можно сделать. Потому что мы можем и потому что нам не все равно. Поэтому все не так плохо. Спасибо за внимание.

фотоЛауреатами премии этого сезона стали 14 правозащитников.

В номинации «За мужество, проявленное в защите прав человека, – Ахмед Османович Барахоев, член Ингушского комитета национального единства и один из лидеров протеста в Ингушетии против соглашения о новых границах с Чечней. Ахмед Барахоев — личность в регионе уважаемая и любимая абсолютным большинством, он стал символом Ингушетии за свою стойкость и достоинство. Содержится под стражей с апреля 2019 года вместе с другими фигурантами «Ингушского дела».

В номинации «За исторический вклад в защиту прав человека и в правозащитное движение» – Михаил Александрович Федотов, юрист, государственный и общественный деятель, бывший председатель Совета при президенте РФ по правам человека (2010–2019 гг).

В номинации «За защиту прав человека средствами культуры и искусства» – Людмила Евгеньевна Улицкая, писатель, драматург, сценарист и общественный деятель.

В номинации «За журналистскую деятельность по продвижению ценностей прав человека» – Ирина Георгиевна Гребнева, главный редактор газеты «Арсеньевские вести» (Приморский край).

В номинации «За вклад в правозащитное образование и развитие традиций защиты прав человека среди молодежи» – Анита Карловна Соболева, старший юрист в Институте права и публичной политики, преподаватель.

В номинации «За отстаивание прав человека в суде» – Мария Олеговна Эйсмонт, адвокат и правозащитница, среди её подзащитных Константин Котов, Павел Ребровский, Вячеслав Егоров и многие другие гражданские активисты и участники мирных собраний.

В номинации «За успехи в развитии и управлении правозащитными организациями» – Ольга Борисовна Сидорович, создатель и бессменный руководитель Института права и публичной политики, главный редактор журнала «Сравнительное конституционное обозрение».

В номинации «За деятельность в защите социальных прав и интересов местных сообществ! – Альберт Венедиктович Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы», журналист, блогер.

В номинации «За экспертную и научную деятельность в области прав человека» – Юрий Джуаншерович Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, российский эксперт и общественный деятель.

В номинации «За заслуги в защите прав заключенных и других уязвимых групп» – Валентина Максовна Фридман, правовой консультант Центра содействия реформе уголовного правосудия.


Специальных почетных дипломов МХГ удостоены:

– Томас Венцлова (Tomas Venclova), литовский поэт, переводчик, эссеист, диссидент и правозащитник, общественный деятель, один из основателей Литовской Хельсинкской группы,

– Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg) – чешский политик и общественный деятель, в прошлом – дважды министр иностранных дел Чешской Республики. В 1984–1990 годах возглавлял Хельсинкский правозащитный комитет, в 1990–1992 занимал должность управляющего делами президента Чехословакии Вацлава Гавела,

– Наташа Лисман – юрист, адвокат и преподаватель Бостонского университета. С 2007 года Наташа Лисман активно участвует в работе с жалобами россиян в Европейском суде по правам человека, организует подготовку исследований и правовых заключений по знаковым делам. С 2010 года – президент «Центра содействия международной защите»,

– Валентин Иванович Моисеев – замдиректора Межрегиональной общественной организации «Центр содействия международной защите».

Премия МХГ вручается ежегодно с 2009 года, её цель – поощрение инициативы граждан в области защиты прав человека и развития правозащитного движения в России.

philologist.livejournal.com/11950475.html

К публикации подготовила Татьяна РОМАНЕНКО, Верхний снимок: выступление Марии Эйсмонт на церемонии вручения;

Нижний снимок: Алексей Симонов вручает премию Ирине Гребневой, главному редактору «Арсеньевских вестей», фото автора.