В предисловии к докладу генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар заявила, что во всем мире пандемия коронавируса обнажила разрушительные последствия злоупотреблений властью. И позволила лидерам многих государств воспользоваться ею, в первую очередь, для нарушения прав собственных граждан. 

Аньес КалламарГенеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар. Фото: Brookings Institution / Flickr

При этом, пишет она, в действительности лидерские качества во время пандемии продемонстрировали отнюдь не «обладатели власти, привилегий и больших доходов», а простые врачи и медсестры. То есть работники здравоохранения, которые работали на переднем крае — именно на их плечи де факто упала ответственность за спасение миллионов жизней. 

Что там о нас 

России в докладе посвящен отдельный раздел. По мнению Amnesty International, под предлогом борьбы с эпидемией наши власти продолжили преследование инакомыслия, которым они занимаются уже не первый год. Однако в минувшем году этот процесс вышел на качественно новый уровень. Так, пишет автор доклада, при помощи поправок к расплывчато сформулированному законодательству о «фейковых новостях» и ужесточения прежних ограничений в стране была введена уголовная ответственность за распространение «заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан». Она, указано в документе, по факту обернулась цензурой всех публичных сообщений, касающейся коронавируса и последствий пандемии в стране. 

Всего МВД РФ возбудило не менее 37 уголовных дел, связанных с такой информацией. Причем, во многих случаях их фигурантами стали именно критически настроенные гражданские активисты, журналисты и блогеры, подчеркивают авторы доклада. А вовсе не лица, распространяющие заведомо ложную и непроверенную информацию лженаучного и алармистского характера — например, связывающую развитие пандемии с заговором, а появление вируса — с целенаправленной деятельностью человека. 

Полицейский и протестующий на митинге в поддержку Алексея Навального в Москве 23 января. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»Полицейский и протестующий на митинге в поддержку Алексея Навального в Москве 23 января. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»

Не лучше в России, по мнению международных наблюдателей, ситуация и с публичными собраниями. Так, участники мирных протестов, правозащитники, гражданские и политические активисты многократно на протяжении всего 2020 года подвергались задержаниям и необоснованному судебному преследованию. Под предлогом борьбы с распространением вируса российскими властями были ужесточены правила проведения пикетов. Полиция, как подчеркивается в документе, постоянно применяла чрезмерную и неоправданную силу против протестующих, а также допускала применение к ним насилия со стороны других групп, например частных охранных предприятий или провластных активистов (здесь имеются в виду кампании против мусорного полигона в Шиесе или шихана Куштау в Башкирии — в обоих случаях на протестующих напали сотрудники ЧОП). 

Задержания на мирной акции против поправок к конституции, позволивших президенту Путина в пятый раз избраться на свой пост, привели к уголовному преследованию политической активистки Юлии Галяминой и некоторых других активистов, на которых в итоге оказались заведены уголовные дела, указывают докладчики.

В течение всего года в России не прекращались притеснения, судебные преследования и нападения на журналистов. Заметно усилилась интернет-цензура, отмечается в докладе. Интернет-блокировки, применяемые государственными органами, представляют собой «чрезмерную и произвольную» меру, более того, они нарушают право распространять и получать информацию. 

В докладе также упомянуты политически мотивированные уголовные дела против сотрудников Фонда борьбы с коррупцией, отравление его главы Алексея Навального, аресты «шамана» Александра Габышева и политического блогера Николая Платошкина. 

«Драконовские» меры и пытки

За 2020 год в России, по мнению авторов документа, существенным образом осложнилось положение независимых НКО и правозащитников. Законы об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях» активно использовались силовиками для очернения, лишения финансирования и наложения суровых наказаний на их членов. 

Кроме того, в декабре властью были приняты дополнительные законодательные поправки, которые, среди прочего, распространяют действие положений об «иностранных агентах» на рядовых сотрудников НКО, незарегистрированные объединения и даже физических лиц. Данные законы в тексте доклада называются «драконовскими» и «вредными».  

Задержанные в спецприемнике СахаровоЗадержанные в спецприемнике Сахарово. Фото: @martin_camera / Twitter

Кроме того, правозащитники обращают внимание на неудовлетворительные медико-санитарные условия в исправительных учреждениях России. Они, указано в документе, стали еще хуже из-за пандемии, в то время как государство не предприняло никаких шагов для сокращения количество содержащихся в них людей, что могло бы помочь избежать развития вспышек коронавируса в тюрьмах. 

Отдельный пункт доклада посвящен положению работников здравоохранения и представителям других групп. Они, как указывается, столкнулись с различными наказаниями, после того как публично осмелились сообщить о проблемах и нарушениях, связанных с развитием пандемии в стране, нехваткой средств защиты и нарушением трудовых прав в «ковидных» госпиталях.  

Впрочем, в нашей стране Amnesty International интересует не только ковидные и связанные с ними ограничения и нарушения. Отдельно доклад отмечает, что в России в минувшем году усилилось преследование Свидетелей Иеговы по «экстремистским» статьям: всего под следствием или судом оказалось 362 представителей этого религиозного течения, 39 из них были осуждены. 

В течение всего года, как и прежде, в стране силовиками широко применялись пытки и другие виды жестокого обращения, причем государство, по мнению правозащитников, не предпринимало достаточных усилий, чтобы остановить их.  

В частности по пыточному делу в 2020 году приговорены к срокам до 18 лет лишения свободы оказались семеро молодых людей из Пензы и двое из Санкт-Петербурга, напоминают в Amnesty. Видимо, имея в виду сфабрикованный, по мнению правозащитников, процесс над молодыми антифашистами, обвинениям в причастности к подпольной организации «Сеть», никогда в реальности не существовавшей. 

Братья по несчастью

Отдельной главы в докладе удостоилась по результатам 2020 года и соседняя с Россией Беларусь. Она отметилась широкомасштабным и беспрецедентным, по замечанию наблюдателей, насилием, пытками и другими видами жестокого обращения с гражданами. 

Сотрудники правоохранительных органов задерживают участника митинга в Минске после президентских выборов в Беларуси.Сотрудники правоохранительных органов задерживают участника митинга в Минске после президентских выборов в Беларуси. Фото: Наталия Федосенко / ТАСС

Доклад отмечает, что протесты, охватившие страну после президентских выборов летом, завершились арестами большинства оппозиционных лидеров. Административному и даже уголовному преследованию за выступления против властей подвергались многие студенты, преподаватели вузов, спортсмены, религиозные и культурные деятели, сотрудники госпредприятий, а также независимые журналисты. Только с мая по октябрь, как отмечается в докладе, местные наблюдатели зафиксировали более 400 случаев преследования, включая задержания, пытки и другие виды жестокого обращения с работниками СМИ. 

Некоторые белорусские газеты, в частности «Комсомольская правда в Беларуси», по информации правозащитников, столкнулись с отказами государственных типографий печатать выпуски, содержащие критику в адрес властей. Лицензии СМИ лишился крупнейший информационный сайт страны TUT.by

В ходе протестов власти использовали свое влияние на интернет-провайдеров, чтобы практически полностью отключить мобильный интернет, сказано в докладе. Многие женщины, задержанные во время мирных протестов столкнулись с угрозами сексуального насилия, а также с угрозами отобрать у них детей и передать их под опеку государства. Сотни человек подверглись пыткам. 

Не только Россия

Впрочем, в ответ на пандемию новой коронавирусной инфекции меры, принятые властями и некоторых других стран Европы и Центральной Азии, поставили под угрозу целый ряд прав человека в этих регионах,  пишут авторы доклада, и продемонстрировали обществу, какую цену приходится платить гражданам за чрезмерные полномочия государства. 

Как считают правозащитники, власти многих стран также использовали пандемию как ширму, чтобы усилить свое могущество, отказавшись от части обязательств в области прав человека. 

Так, в Венгрии парламент принял закон о защите от пандемии, существенно расширивший полномочия правительства и позволивший ему управлять страной при помощи постановлений, в обход парламентского контроля, говорится в документе. 

Власти повсеместно злоупотребляли существующими и новыми правовыми нормами, чтобы ограничивать свободу выражения мнений в частности, в Азербайджане, Армении, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Казахстане, Польше, Румынии, Сербии, Таджикистане, Туркменистане, Турции, Узбекистане и даже во Франции, указывают авторы доклада. 

Мигрант в маске стоит за забором в лагере для беженцев на КипреМигрант в маске стоит за забором в лагере для беженцев на Кипре. Фото: AP / East News

Пандемия, кроме всего прочего, усугубила и без того не надежное положение беженцев, часть из которых оказались в переполненных лагерях брошена на произвол судьбы. В 42 из 149 стран, как особо отмечает Amnesty International, имели место необоснованные высылки мигрантов. 

Более того, в ходе эпидемии, именно представители этнических меньшинств и коренных народов, а также маргинализированные группы, заболевали и умирали чаще.  

Отдельной проблемой стал значительный рост гендерно обусловленного и домашнего насилия. Документ, среди прочего, отмечает запрет абортов и декларации ряда городских собраний, объявившими себя  «зонами, свободными от ЛГБТ» в Польше, а также пакет законопроектов, ограничивающих права ЛГБТ в Венгрии и Румынии. Подробно рассматривает репрессии против общественных и неправительственных организаций в Турции. 

В заключении авторы доклада высказывают надежду на то, что если «мировые лидеры начнут восстановление глобальной экономики через международное сотрудничество в области прав человека», они получат возможность построить «более справедливое постпандемическое будущее».