Просветительско-социальное общественное объединение ”Звено”

Минск, 2-й пер.Розы Люксембург, 3А, офис 1Н

УНП 194903482

ОКПО 381324195000 BY18PJCB30150314111000000933, код PJCBBY2X

[email protected]

www.zvyano.by

 

15 августа 2020

Минск, Беларусь

 

Волонтеры общественного объединения «Звено» на данный момент разыскали в больницах г. Минска 120 человек и опросили 30 пострадавших, которые получили травмы различной степени тяжести. По некоторым случаям мы располагаем аудио или видео материалом. На момент подготовки отчета нам известно о 7 раненых, находящихся в критическом состоянии в реанимации. Мы опрашивали работников Скорой помощи и пострадавших, находящихся в Военном госпитале, Больнице скорой медицинской помощи, 6-ой городской клинической больнице, 2-ой городской клинической больнице в г. Минске.

 

По результатам опроса заявляем о следующих нарушениях прав человека:

 

  • Право на жизнь.

Со стороны силовых структур Беларуси было использовано огнестрельное оружие против участников протестов, что свидетельствует об умышленном лишении жизни людей. Об огнестрельных ранениях нам сообщила бригада Скорой помощи, которая работала в ночь с 10 на 11 августа в районе Пушкинской. По сообщениям водителя, пострадавших от огнестрельных ранений, они отвозили в Военный госпиталь. Также он сообщил о 3 погибших в этом районе. Один из пострадавших по имени Сергей был ранен резиновой пулей в локоть на улице Рокоссовского 11 августа в 22.00, по его словам, вокруг находились люди без сознания и когда приехала Скорая помощь, то одного из пострадавших они не смогли спасти—он умер на руках врачей, которые ставили капельницу. С огнестрельным ранением в реанимации 4-ой городской больницы находится человек, который поступил в ночь с 9 на 10 августа (мы располагаем именем этого человека). При этом власти сообщили только об дном погибшем на ул. Пушкинская. Вызывает много вопросов версия МВД об этом случае, поскольку на видео, распространенное журналистами, видно, что у человека в руках ничего не взрывается. Также там видно, что человек гибнет не от взрыва, а от выстрела из огнестрельного оружия. Жена погибшего считает, что на видео ее супруг. Официальное расследование смерти участника протеста не начато, никаких следственных действий и экспертиз не произведено, свидетелей проишествия никто не разыскивал и не опрашивал, что говорит о нежелании властей обеспечить быстрое, эффективно и независимое расследование факты гибелили протестующего. 

 

  • Непредоставление медицинской помощи.

У нас есть свидетельства людей, которые попали в больницы с переломами ребер, рук, глазниц и другими травмами, при которых требуется немедленная медицинская помощь. Все они утверждают, что медицинская помощь была оказана через 6-12 часов после получения травмы, некоторым только после потери сознания. Один человек был увезен на Скорой помощи только потому, что не вместился в отбывающий автозак в тюрьму в г.Жодино.  При этом он был задержан около 21-22 часов 11 августа на проспекте Независимости в районе Уручья, а в Больницу скорой медицинской помощи прибыл в 22-23 часов 12 августа. В течение суток ему не оказывалась медицинская помощь. По его словам, многие люди, которые были помещены в автозак и отбыли в Жодино, были в тяжелом состоянии. Также мы обращаем внимание на факт смерти в г. Гомеле, когда умерший обращался за помощью и ему было отказано. Поэтому случаю также не проводится расследование и отказано в проведении судебно-медицинской экспертизе причин смерти. Кроме этого, люди с хроническими заболеваниями (астма, сахарный диабет и др) не имели лекарств и родным оказывали их передавать в ИВС.

 

  • Право на личную свободу и неприкосновенность.

Большинство пострадавших заявляет про свое задержание без оснований. Это касается не только мирных демонстрантов, вышедших на улицу, высказать протест. Были задержаны также люди, которые не являлись участниками протестов: пешеходы, водители и велосипедисты, которые находились возле своего дома, следовали домой или вышли из кафе на улицу. При этом родственникам никто не сообщал информацию о задержании. Все задержанные были лишены своих мобильных телефонов и доступа к адвокатам. Почти все пострадавшие утверждают, что сотрудники правоохранительных органов требовали пароль от мобильного телефона и просматривали личную информацию. Если кто-то отказывался говорить пароль, его избивали. Большинство пострадавших говорит о том, что телефоны у них забирали сразу после задержания в один пакет, никак не фиксируя принадлежность, большинство не получила их назад.

 

Один из пострадавших, Алексей, 10 августа в 9.30 находился с тремя друзьями в районе ГУМа в г.Минске, они зашли в кафе и заказали шаурму, после чего он вышел на улице ожидать заказ. Подъехал микроавтобус, из которого выбежали люди в балаклавах, без опознавательных знаков, он начал убегать вместе с другими пешеходами, но их избили и бросили на пол автомобиля, затем продолжали избивать. Через некоторое время их пересадили в автозак, где они содержались до доставки в ИВС около 3 часов ночи 11 августа, все это время их время от времени избивали работники милиции.

 

  • Свобода от пыток и жестокого обращения.

Пострадавшие свидетельствуют, что они не оказывали сопротивление при задержании, однако, их жестоко избивали дубинками во время задержания, в автозаке и по прибытию в РУВД или в ИВС города Минска. В автозаке, РУВД и ИВС люди находились на земле в положении на коленях, стоя к стене либо лежали в рядах, по которым заставляли идти вновь прибывших, в течение 6-12 часов без возможности выйти в туалет и без воды и еды. Некоторые люди оставались в переполненных автозаках на солнцепеке в стесненном положении более 6 часов. По словам потерпевших в ИВС людей в майках Погоня обливали водой и применяли электрошокер, некоторых людей заставляли съесть белые браслеты, есть одно сообщение о внутримышечных уколах сульфозина по отношению к иностранным гражданам, чтобы не оставлять следов побоев. Также есть пострадавшая, которая поступила в Больницу Скорой медпомощи, которой давали психотропные лекарственные препараты (таблетка под язык), после которой она не могла говорить и она испытывала трудности с дыханием. Многие люди говорят об угрозах убийством и изнасилования, приставление к голове оружия, раздевание до гола и оставление на улице. На просьбы о медицинской помощи или воды милиционеры реагировали ударами. Несколько свидетелей утверждают, что они отрабатывали на людях удары «по методичке»--один держал задержанного, другой говорил, как его повернуть, чтобы ударить. Также заключенных начинали избивать без причины время от времени. Все заключенные говорят о том, что в течение двух дней они не получали еды, только воду, позже им стали давать хлеб и каши один раз в день в недостаточном количестве. В камерах, рассчитанных на 8-10 человек, содержалось 40-50 задержанных.

 

  • Непропорциональное и незаконное применение силы.

Многие пострадавшие получили ранения и ожоги от светошумовых гранат, при этом они были безоружны и не нападали на представителей власти, находились на тротуаре. Гранаты бросались прямо в людей или в непосредственной близости к людям, нанося серьезные ранения. Один из раненых получил ранения в следствие намеренной заброски гранаты в автомобиль — солдат внутренних войск разбил боковое стекло. Также мы располагаем свидетелем, который получил травмы, когда вышел на дорогу, чтобы забрать раненного человека. Он был один и безоружным, но когда приблизился к лежащему мужчине, в него полетели гранаты со стороны силовиков. Многие травмы связаны с применением резиновых пуль, в том числе с близкого расстояния в несколько метров. Нам удалось разыскать пострадавшего, у которого в ноге застряла не только пуля, но и гильза — он двигался по улице Рокоссовского 11 августа и пробовал снять на видео военных у дороги. Его остановили, угрожая оружием, скомандовали выйти из машины и выстрелили в бедро с расстояния одного метра. Еще один мужчина, велосипедист, был задержан у Стеллы 10 августа около 22.00, во время задержания ему была сломана дубинкой глазница. Он утверждает, что после задержания их перевозили с мешками на головах, в ИВС заставили ползти на коленях из автозака к зданию около150 метрови все время избивали дубинками, деньги, которые он имел при себе, отобрал милиционер и они не описывались, протокол об изъятии вещей не составлялся.

 

  • Отсутствие правовых средств защиты.

Ни один из потерпевших не мог рассчитывать на защиту адвоката. Многих людей отпускали уехать на Скорой только на условиях подписания протокола, где задержанный соглашался с тем, что он оказывал сопротивление сотрудникам милиции или участвовал в несанкционированном мероприятии. Многие пострадавшие получили угрозы, что в случае заявления о применении к ним незаконной физической силы и пытках, они будут привлечены к ответственности по уголовной статье. Известны факты, когда после обращения за медпомощью, пострадавших увозили представители власти в неизвестном направлении. В связи с этим и опасениями уголовного преследования, многие пострадавшие опасаются обращаться за медицинской помощью в государственные учреждения.

 

Зафиксирован факт нарушения прав несовершеннолетнего, который попал в больницу в ночь с 7 на 8 августа. В 21.45 на него напали сотрудники правоохранительных органов в районе пл. Победы, ударили дубинкой по голове, отвезли в РУВД. Там долгое время не оказывали медицинскую помощь и с его телефона отвечали матери, что с ним все в порядке. Когда за ним приехал отец, он вызвал Скорую и ребенка госпитализировали в Больницу скорой медпомощи. 10 августа в 23.30 к нему в палату пришел представитель Следственного Комитета и без адвоката, без разрешения родителей, которое они выразили по телефону, опрашивал.

 

Общественное объединение «Звено» просит принять к сведению эту информацию всем заинтересованным.