Место для жизни

09.10.2013
Анна Селезнева

Приморье – не только транспортный коридор для рубки бабла, но и место для жизни

Экологи предупреждают: несмотря на обещания многомиллионных инвестиций, нельзя допускать, чтобы строительство таких мощностей шло бесконтрольно. Нужно ужесточить требования к используемым технологиям, чтобы живущие рядом люди не страдали от ухудшения экологической ситуации. И помнить, что Дальний Восток – это не только транспортный коридор, но еще и источник рыбных ресурсов.

Борис Преображенский, профессор, заслуженный эколог России


ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

«Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Арсеньевские вести»!

К вам обращаются жители г. Большой Камень, Владивостока, пос. Новый мир, г. Фокино, пос. Подъяпольский. Мы обращаемся к вам за помощью!

На данный момент в бухте Суходол, г. Большой Камень и в районе мыса Открытый (район ЗАТО Фокино) началось строительство угольных терминалов. И началось, как это у нас говорят, втихаря.

В городе не проводились ни референдумы, которые необходимы в подобных случаях, ни какие-либо другие встречи с гражданами. Мы только слышали из новостей о том, что в Фокино, на открытом слушании, количеством в 60-70 человек, решилась судьба побережья, но ведь многие жители, тем не менее, против!

Большой Камень уже полнится различными слухами, но официальной информации никто не дает. А даже если и дают, то она совершенно разная. Многие жители до сих пор, как выяснилось, ничего не знают об этом, а когда узнают, то приходят в ужас!

Жителей поселка Подъяпольский также никто не спрашивал, хотят они «под боком» угольный терминал или нет.

Впрочем, сейчас все происходит именно так, как у нас и происходят подобные вещи в России. Есть группа «дельцов», которым это нужно, и они не остановятся ни перед чем. Эти люди никогда не будут заботиться о сохранении экологии, здоровья людей и прочих, действительно важных вещах.

Мы считаем это преступлением против людей и природы Южного Приморья!

Кстати, в районе мыса Открытый (это побережье от пос. Подъяпольский до г. Фокино) находится ТИНРО, там до сих пор водятся трепанги, различная рыба. И это место хотят погубить из-за жажды денег.

Кроме того, все мы знаем, что из нашего края и так идет большой отток населения, молодежи, а теперь он только усилится.

Ориентируясь на данные, взятые с сайта Администрации края, в этих бухтах будут возводиться угольные терминалы, которые планируют перерабатывать до 20 млн тонн угля в год каждый. До сих пор у нас нет никаких данных о том, какого типа будут эти угольные терминалы.

Люди не верят администрации и олигархам. Они пришли получить свои деньги и заботиться об экологии не будут. Нет никаких документов, подтверждающих, что это будут терминалы именно закрытого типа. Ведь такие, экологически более безопасные терминалы, гораздо дороже, но и они, если разобраться, не несут ничего хорошего!

К сожалению, люди уже не верят никому и особенно «пришлым дядям», которых интересует только собственное обогащение. Во власти же все – временные «защитники природы» и «противники терминалов» – оказывались таковыми только в период выборов! Так кому и как жители могут верить?! Нас просто обманывают!

х

Нетрудно догадаться, что это грозит экологической катастрофой всему Южному Приморью. Мы читали различные мнения экологов и считаем, что погибнет уникальный животный и органический мир, будет загрязнен Уссурийский залив и уничтожены нерестилища ценных пород рыб. Угольная пыль катастрофически повлияет на условия жизни населения, а ветер принесет эту пыль во Владивосток, в зоны отдыха – бухту Шамору, в Международный детский лагерь «Океан» ( и даже в игорную зону!)

Терминалы не дадут нам ничего, кроме экологических проблем. Мы решили действовать путем сбора подписей у всех неравнодушных граждан.

Мы просим вашей поддержки. Нам нужно, чтобы к этой проблеме подключились профессионалы: экологи, заинтересованные в сохранении природы края депутаты, журналисты…

Чтобы остановить это пагубное для всего Приморья нашествие терминалов, мы просим вас обратить внимание на проблему, связаться со специалистами, дать комментарии, обратиться к главе Приморского края Миклушевскому В.В. и вице-губернатору ПК Сидорову С.В., и заявлять о нарушении прав всех жителей Южного Приморья.

Все-таки мы считаем, что решать вопрос экономического развития можно более экологичными путями… Почему бы не развивать активно рыболовство, туризм, сельское хозяйство?! В Большом Камне уже есть крупное градообразующее предприятие, в него и нужно инвестировать.

Представители угольщиков и чиновники упирают на рабочие места, которые дадут угольные терминалы. Но по городам уже ходят слухи о том, что работать на производстве (в б. Суходол) будут специалисты-корейцы. И вся обещанная инфраструктура также строится не для наших людей, а для приезжих иностранных специалистов. (Не поэтому ли, говорят, что сняли статус ЗАТО у города Большой Камень?)

И обещание дать работу жителям с. Романовка не выглядит правдоподобным, т.к. среди жителей этого села (да и всех остальных тоже) нет специалистов угольной отрасли. В этих селах живут крестьяне, рыбаки…

Если это возможно, то нужно взять комментарии у экологов, биологов ДВО РАН и обратиться с письмом к губернатору, в Законодательное собрание Приморского края с предложением о принятии законодательных актов, запрещающих строительство на территории Приморского края морских портовых перегрузочных комплексов для навалочных грузов, в связи с тем, что они оказывают вредное воздействие на здоровье населения и окружающую среду.

Так же обратиться к главному государственному санитарному врачу РФ и в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с предложением пересмотреть существующие нормы и принять дополнительные требования в области охраны окружающей среды и здоровья человека. И обратиться в Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ с предложением: о переключении части маршрутов навалочных грузов на экспорт с морских судов на сухопутные пункты пропуска и о соответствующем развитии сухопутных (железнодорожных) пунктах пропуска.

Ваша поддержка нам просто необходима.

Жители во всех этих городах и поселках готовы выйти с пикетами, протестовать против «засилья» края угольными терминалами!

С уважением, жители городов Большой Камень, Владивосток».


Это письмо пришло в редакцию на днях.

Но против угольных терминалов жители Большого Камня наиболее активно выступили еще 4 года назад, когда только пошли слухи, что именно в Суходоле, где, в том числе, существует «красная зона» запрета любого строительства, и в рекреационной зоне Большого Камня собираются строить открытые угольные терминалы. Уже тогда было ясно, что строительство таких терминалов не только нарушит права жителей Большого Камня на нормальную среду обитания, но приморцы и многочисленные гости края потеряют традиционные пляжи и отдых у теплого моря. А строительство угольного терминала (или терминалов?) повлечет необходимость углубления теплого залива и уничтожение нерестовых мест рыбы, плантаций трепанга, гребешка и других бесценных даров моря.

Залив будет сужен терминалом, его площадь значительно уменьшится. А если вспомнить, что рядом Большой Камень с его заводами и подводными лодками?! В предвыборный период – разговоры о строительстве терминала затихли. Оказывается, планы просто отложили…

ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз» (Кемерово, СДС) – после совещания с премьер-министром Медведевым планирует построить терминал по перевалке 20 млн тонн угля в год в бухте Суходол Уссурийского залива, на юге Приморья. Для реализации проекта ОАО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» (входит в СДС – Сибирский Деловой Союз, среди учредителей которой и московский бизнес, близкий к правительству), зарегистрировало 100%-ю «дочку» ООО «Морской порт «Суходол» в селе Романовка Приморского края. Под строительство комплекса будет передано 110 га земли, по словам президента ЗАО «ХК «СДС» Михаила Федяева. А в местной газете уже напечатано письмо общественника, который хвалит угольщиков и стыдит жителей Большого камня, что не понимают они своего счастья да еще посмели ранее выходить на митинги протеста.

Московско-кемеровский интерес, но хватит ли рынка в Азии на всех – вот в чем вопрос…

В августе 2012 года в ходе совещания угольщиков с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым Михаил Федяев пожаловался, что СДС в течение пяти лет не может оформить разрешительную документацию на строительство порта. Но после этих жалобных слез и угольную «дочку» зарегистрировали, и договоры подписали, и землю получили… Но он не одинок в своем желании строительства угольных портов именно в южном теплом Приморье.

СЛАВЯНКА

В Славянке открытый угольный терминал решили строить на территории известного Славянского судоремонтного завода.

И там – благодатные места для отдыха дальневосточников – теплое море и пляжи (естественно, рачительные хозяева края давно бы смогли навести там порядок), там – нерестовые лососевые речки, там – опять же драгоценный трепанг (которого с успехом ловят браконьеры и продают китайцам), гребешок, мидии и масса других морских даров, заповедник «Кедровая падь» и национальный парк… И там – масса безработных.

Но ни строительство высокотехнологичного завода СПГ, ни открытых угольных терминалов работы им не даст. Хотя обещаний – уже надавали столько, что люди массово вышли на улицы и на митинги… Тысячами! Под угрозой оказались спокойные выборы главы администрации. Масса обещаний народу была роздана – и что открытого терминала не будет, и судоремонт продолжится, и вообще не уголь начнут перегружать, а, возможно, контейнеры.

А возможно, о проекте… зернового комплекса. Покотилов признался: инвестор отказался от своих угольных планов. – По оценкам экспертов, дефицит зерна в странах АТР составляет около шести миллионов тонн и с каждым годом будет увеличиваться. Бизнесмен отметил, что инициатива создания зернового терминала в Приморье принадлежит представителям Китая и Монголии.

НАХОДКА

Уже задыхается от терминалов и угольной пыли Находка, но в планах миллионеров – строительство новых угольных терминалов, опять же – открытых. Горожане жалуются в СМИ, пишут в прокуратуру, подают иски в суды. И даже – иногда их выигрывают! А толку?!

ВЛАДИВОСТОК

Здесь пока о строительстве угольных терминалов речь не идет. Но открытая перевалка угля на мысе Чуркин – работает вовсю. Угольная пыль нашими ветрами разносится по городу. И сколько ни пишут об этом жители письма и обращения в прокуратуры, сколько ни дают заключений ученые, сколько ни выступают газеты и телевидение, черная пыль по-прежнему накрывает город – и не только мыс Чуркина и порты, но и весь центр города.

Мнения

Сколько же получит город от такого соседства? Нет, я понимаю, те, кто в теме, карман набьют, но не более того. Когда стоит вопрос получения бабла, особенно большого и быстро, вопросы развития, дотаций и т.п. даже не стоят! Максимум, для соблюдения формальности в позитивный цвет забор покрасят! Или я в чем-то не прав?

К сведению: ВСЕ предприятия-инвесторы ОСВОБОЖДЕНЫ депутатами-едриллами и едрососами по приказу Миклушевского от налогов на прибыль на ПЯТЬ ЛЕТ! Вот так вот.

Анна Селезнева

(в статье использованы письма в редакцию «Арсеньевских вестей» и «За народ», в Общественный Координационный экологический совет Приморского края, материалы с сайтов «Сибирского Делового Союза», информагентств Primamedia, Дейта.ру

НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Власть составляет списки недружественных стран. А кто тогда наши лучшие друзья?

Всего проголосовало
2 человека
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года