Мы – участники VI Международного
Фестиваля детей-инвалидов в Санкт-Петербурге
Коррекционная школа-интернат 6 вида находится в изумительном, живописном уголке пригорода Владивостока. В этой школе обучаются, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. 120 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе 18 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В нашей школе-интернате ни на минуту не забывают о том, как сделать жизнь ребят интересной, активизировать их двигательные и речевые нарушения, вселить веру в себя. Компьютерный класс, сенсорный кабинет, швейная мастерская, кабинет СБО, кабинет труда, кружковой кабинет, лечебно-физкультурный – зал ежедневно ждут ребят.
А на втором этаже - огромный игровой зал с набором всей домашней обстановки и уюта, где можно включиться в игру или спокойно сесть в мягкое кресло перед телевизором. Дошкольников ждут спортивные, развивающие снаряжения.
К нам попадают дети, имеющие различные тяжкие недуги: кто-то навечно приговорен к костылям. У кого-то безнадежно парализованы руки, кто почти с утраченной речью и координацией движений. Видимо, есть на свете высшая справедливость, если к детям спешат со всех концов города педагоги, воспитатели, медицинские работники. Откуда берутся силы душевные, чтобы день ото дня спешить в школу-интернат 6 вида, оставаясь в его стенах бодрыми, веселыми и симпатичными.
Вроде и специальности у всех разные, и профессии, но всех объединяет общая работа, направленная на отдельно взятую руку, ногу, на общее самочувствие детей, на то, чтобы они не концентрировались на мысли о том, что жизнь – это не только болезнь и одиночество. Ценным качеством сотрудника нашей школы является терпение и труд. Только это дает и великий интерес, и радость. О некоторых педагогах можно писать отдельную книгу. Изо дня в день в кропотливой борьбе за ребенка они создают свои методики, программы, ищут свои пути в работе с ними. Вознаграждением за их труд является чудодейственный результат: руки, вчера еще скованные болезнью, а сегодня умеющие писать, рисовать, играть, клеить; ноги, не державшие худенькое тело, сегодня шагают без костылей, несут по лестнице, танцуют, включают ребенка в различные подвижные игры на игровых площадках на участке.
Свою работу по музыкальному воспитанию детей с церебральным параличом я считаю маленькой частичной всего процесса воспитания и обучения в нашей школе, радуюсь тому, что и мой труд содействует зарождению у детей веры  в будущее, дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.
В рамках дополнительного образования в школе уже 23 года существует школьный фольклорный ансамбль «Россиянка», в котором я учу детей играть на русских народных инструментах. Участники ансамбля показывают свои музыкальные умения и навыки на городских, краевых и международных фестивалях для детей-инвалидов в городах: Владивостоке, Благовещенске, Кемерово, Новосибирске, Москве.
Ребята осваивают игру на различных инструментах: хохломских ложках, сторожевых трещотках, кокошниках, заборных трещотках, рубеле «Бобруйко» (рубель + коробочка + каблучки), музыкальные дрова, хлопушки и т.д. Эти музыкальные инструменты были изготовлены мастером из г. Калуги Бобруйко.
Однажды в одной из центральных газет прочли небольшую заметку об удивительном мастере, изготовляющем русские народные инструменты для фольклорных ансамблей. Мы быстро связались с ним, описывая каждого нашего воспитанника, уточняя его физические нарушения. Бобруйко, так он просил называть его, готовил каждый инструмент для определенного ребенка, уточняя какой рукой он будет играть: правой или левой, какое поражение мелкой моторики рук у него есть и т.д. Вот уже 20 лет включая тот или иной инструмент в ансамбль, подбирая его по звучанию, мы всегда представляем умелые руки этого сказочного человека, вложившего в него теплоту и щедрость своей души.
Вспоминается маленький мальчишка, пришедший к нам из дома ребенка. Трещотка «Бобруйко» во многом помогла ему тогда. Сейчас это взрослый парень, а в 1989 году ему было всего 5 лет. Левая рука сохранилась по локоть, и мы чувствовали, как мальчик пытается спрятать ее в небольшой кармашек на рубашечке, стесняется находиться среди других детей.
Мальчик подвижный, музыкальный, попробовали взять его в наш школьный ансамбль. Игра вместе со всеми отключила его волнение, стеснение… И в 1992 году вместе со всем коллективом ансамбля он принимал участие в Первом Международном фестивале молодых инвалидов в Москве. Он был самым маленьким участником фестиваля-дошкольником.
Кирилл – участник ансамбля сегодняшнего времени. Сейчас ему 12 лет, и многие не поверят, что свои первые самостоятельные шаги мальчишка сделал только лишь в пять лет. Первые два года он играл в ансамбле сидя, сейчас спокойно стоит активный и самостоятельный. Вступает свободно в разговор со здоровыми детьми, принимает участие в общих играх, аттракционах. Кирилл – участник 6 Международного фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» 2013 года в Санкт-Петербурге.
Пять лет назад в ансамбль попросилась Яночка – очень красивая, спокойная девочка с поражением ног. Она часто падала, шла с остановками, страшно боялась большого объема площадей: огромного школьного холла, сцены актового зала. Находиться на краю сцены не могла.
Девочке помогал выходить на сцену Константин. Придерживал, когда она садилась на стул. И сейчас эта помощь необходима Яне, но играет она намного лучше, воодушевленно, радуясь, что у нее все получается. На фестивале она старалась выполнять все самостоятельно не только во время игры, но и на экскурсиях, посадке в автобус…
Лера – тоненькая, но очень ответственная девочка, быстро научилась менять в своей играющей левой руке то сторожевую трещотку, то свистульку. Она молодец!
Надо видеть лица детей, чтобы понять, насколько увлечены они серьезной работой в ансамбле. Постоянное ощущение на себе заботы и внимания помогли школьникам развить свои музыкальные способности. Постепенно ребята становились не только хорошими музыкантами. Заметили – стоит им лишь появиться на сцене, как они забывают обо всем, перед нами чуткие артисты с очаровательными улыбками. Но за всем этим стоит упорный труд самих ребят, ведь очень сложно удерживать в больных руках инструмент, соблюдать в игре общий темп, ритм исполнения, акцентировать синхронность ввиду различных физических нарушений.
Первой поездкой ансамбля «Россиянка» в другой город был Благовещенск. Четыре концерта, экскурсии по городу оставили хорошие воспоминания участников ансамбля. Спустя несколько дней по возвращению в школу-интернат получили письмо со следующей статьей из газеты «Амурская правда» г. Благовещенска «Когда искусство и впрямь творит чудеса»: «Всем был хорош ребячий концерт. Здорово звучали в детских ручонках народные инструменты, ярко переливались нарядные костюмы, блестели расшитые узорами кокошники. И зрители слушали и принимали музыку с восторгом. Только время от времени у кого-то из взрослых слушателей вдруг мелькала в ресницах слеза. И немудрено. Концерт был неординарный. Выступали дети-инвалиды, у которых нарушена двигательная и речевая деятельность. Невозможно было без слез смотреть на этих милых, красивых детей, в неокрепших руках которых звучали и ожили русские народные инструменты».
Позади осталась поездка в Кемерово на Зональный фестиваль. Ансамбль показывал лучшие свои номера на самых больших сценах города. Затем концерты в Новосибирске, в центре Русского творчества Академгородка.
Немало приглашений приходит в школу для участия школьного ансамбля в концертах города Владивостока. Вместе с хорошим настроением привозят учащиеся в школу различные подарки, грамоты, дипломы, эмблемы фестивалей: «Звезды мира – детям», «Дружба не знает границ», «Мир искусства».
В 2011 году коллектив ансамбля принимал участие в российско-корейском фестивале молодых инвалидов «Дружба не знает границ».
В 2013 году повторился Международный российско-корейский фестиваль, который оставил у наших участников ансамбля немало впечатлений. Праздник проходил на Седанке –пригород Владивостока, в корейском центре культуры. Затем фестиваль продолжался на участке в живописном месте у моря. На открытых круглых столах, куда приглашались наши дети, организовывалось множество различных игр, аттракционов, изготовление поделок из материалов. Которые привезли сюда заранее. Дети лепили, клеили, надували, мастерили замечательные вещи, тут же организовывали игры друг с другом. А сладкие столы с различными корейскими вкусняшками!
А за две недели до окончания этого учебного года с 18.05 по 24.05 фольклорный ансамбль «Россиянка» принял участие в VI Международном творческом Фестивале детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге.
Полгода мы готовились к этой знаменательной поездке.
За три месяца до начала открытия Международного Фестиваля мы получили документ, где нам сообщили, что по результатам конкурсного отбора организационный комитет Фестиваля принял решение пригласить воспитанников нашего ансамбля «Россиянку» на праздник поименно на каждого. В ансамбле 10 учащихся (6 девочек и 4 мальчика). Четверо детей, оставшихся без родителей. Возраст детей: 12-15 лет. Участников Фестиваля должно быть 200 человек, заявок более 2000 человек.
Мы безгранично благодарны хорошим людям, которые помогли нам попасть на VI Международный Фестиваль «Шаг навстречу» для детей с ограниченными возможностями»: «ЛДПР», ООО«О Вита», Краевой отдел культуры Общество инвалидов, Кубареву Д., Вавилину В., Крещук М.
Перелет в Санкт-Петербург с посадкой в Москве был первым настоящим самолетом для восьми детей. Безусловно, мы переживали, волновались за детей. Но все прошло отлично. И вечером мы были в замечательной гостинице «Москва» в уютных и доброжелательных номерах на два человека. Прямо под окнами седьмого этажа гостиницы, где нас поместили огромная река Нева, и разводной мост, и море огней с видом на новый замечательный город. Все это можно было наблюдать сутками: в сухую и дождливую погоду днем и ночью, в утреннее время, когда торопились в ресторан, и поздним вечером, возвратившись с очередного концерта. А экскурсии по Санкт-Петербургу – детей нельзя было остановить, каждый хотел сказать то, что увидел, что его поразило.
Нельзя передать словами то, что участники ансамбля получили от этих поездок, чему научились, как преодолевали трудности, сложности, как радовались удачной игрой на концерте. Какие впечатления остались у их от встреч с новым городом, новыми людьми. Впечатления огромные, причем не только от поездок, но и от каждого концерта ансамбля. Огромная благодарность учителю Марине Жеммер и воспитателю Елене Яценко, которые взяли на себя всю ответственность за детский коллектив ансамбля. Да, ни одно замечание не получили наши дети за 7 дней. Все было отлично. Только мы, взрослые, понимаем, сколько сил и терпения надо было вложить сопровождающим, чтобы получилось все это на-отлично. И пусть наши дети иногда делают задания не так четко и ритмично, как здоровые ребята, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие. Они дарят радость окружающим, близким, они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!
Н.Кононова Музыкальный руководитель Фольклорного ансамбля «Россиянка», Коррекционно-развивающей школы-интерната VI вида, автор 8 книг, 20 печатных работ, отличник просвещения РФ