Суд оштрафовал дизайнера за размещенный в его аккаунте 9 лет назад ролик программы Первого канала.

 

Деятельность омского Центра по борьбе с экстремизмом становится все более анекдотичной. Как помнят люди старше среднего возраста, в советские времена в народе ходило много анекдотов про Штирлица – главного героя фильма «Семнадцать мгновений весны», который на протяжении двенадцати серий, как и другие герои в исполнении известных актеров, носил форму офицера СС со знаком свастики на рукаве.

 

Народное творчество 70-х-80-х было обыграно 30-40 лет спустя в передаче «Большая разница», выходившей в эфире Первого канала в 2008-2014 годах. Один из ее выпусков в 2010 году на своей странице ВКонтакте скопировал омский дизайнер Илья Фришман. Как сказал он МБХ медиа, этот ролик он не выставлял на стене, а сохранил его среди других видеозаписей только для личного пользования – его друзьям и подписчикам попасться на глаза он не мог. За девять лет набралось у ролика 4 просмотра. «Думаю, - предполагает Илья – два раза посмотрел его я, один раз - тот, кто на меня донес, и еще один - следователь».

 

Кто вел «раскопки» в его аккаунте – так усердно, что сумел откопать «компромат» 9-летней давности, молодой человек не знает. По его рассказу, 11 апреля к нему домой пришел майор Центра «Э», сообщив, что на него поступило заявление, дающее основание подозревать его в правонарушении по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ РФ («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»). Срок давности по нему составляет три месяца, но так как подозреваемый не удалил «экстремистский» контент до сих пор (как говорит сам Илья, просто забыл о нем), оно считается длящимся.

 

Понятно, что заводить административное дело на Первый канал, программу которого посмотрели миллионы людей, правоохранителям было не с руки, а возбудить его в отношении дизайнера, в чьем аккаунте «ролик со свастикой» не видел никто, кроме него самого – в самый раз. Тем более, что, как он сам признается, на его странице ВК много комментариев, не лестных для власти, что и побудило, по всей вероятности, охранителей ее безопасности проводить в его записях изыскания, хотя не исключено, что «государево око» наблюдает за ним давно.

 

Допрос длился на кухне около трех часов: после составления протокола майор по–свойски прямо из квартиры обвиняемого позвонил судье Евгению Кареву, и тот тут же назначил время и дату судебного разбирательства – не откладывая в долгий ящик, на 4 часа того же дня. Следователь и его «подопечный» вместе поехали в Первомайский суд.

 

Илья Фришман посчитал, что обойдется без адвоката, так как нелепость происходящего казалось ему настолько ясной, что суд не сможет закрыть глаза на этот абсурд. Дизайнеру не приходилось раньше иметь дело с омскими судами. В доказательство своей невиновности он привел ряд юридических и морально-этических доводов: «Я рассказал судье о своей семье. Я сам - еврей, у меня двойное гражданство - российское и израильское. Моя прабабушка погибла в газовой камере Хелмно, а прадед сгинул в немецком гетто. Мой прадед по материнской линии был героем войны, дважды награжденный Орденом Красного Знамени. Второй орден ему дали посмертно».

 

После таких откровений обвинение в «пропаганде нацизма» выглядело уже не смешным. Кроме того обвиняемый зачитал определение Конституционного суда РФ (№ 253 от 2013 г.), где сказано, что публичная демонстрация свастики без цели пропаганды не может быть причислена к экстремизму.

 

Суд, однако, принял во внимание только найденную в аккаунте дизайнера свастику: сфокусировав на ней взгляд и, соответственно. отметя все сопутствующие ей обстоятельства, он назначил Фришману штраф в размере 1 тысяча рублей.

 

Оценив «черный юмор» местной Фемиды, Илья Фришман решил, что обжаловать постановление райсуда не имеет смысла.