После проведения совещания у Президента в ноябре 2018 (я об этом писал) - всем вдруг стало ясно, что все - дальше этот поезд никуда не поедет, - это тупик нынешней системы лекарственного обеспечения.

И, видимо, это осознано на самом верху, потому что активность вдруг поднялась такая, что можно только радоваться - такого не было вокруг лекарств, пожалуй, ни разу в истории России. Даже когда обсуждался проект будущего ФЗ №61 " Об обращении ЛС" эксперты не успели рта открыть, как он был принят... к сожалению. Все эти годы мы пожинаем плоды той поспешности хотя бы потому, что нужен был закон об обеспечении, а не об обращении лекарств.

Итак, уже некоторым результатом всей нашей и прочей активности стало создание в Госдуме РФ межфракционной рабочей группы по вопросам лекарственного обеспечения и обращению лекарственных средств. Межфракционная - значит, все партии ГД РФ в нее войдут для выработки единых подходов. Хотя, конечно, создана и возглавляется она представителями Единой России. Это обеспечивает гарантию поддержки выработанных законодательных инициатив.

Мне (Президенту "Лиги пациентов") удалось пообщаться с ее Руководителем Исаевым А.К. Я доложил ему о нашей петиции, требующей принятия закона о лекарственном обеспечении, передал Концепцию закона о лекарственном обеспечении и ответ Администрации Президента РФ (ниже) на эти документы. Высказанные подходы нашли понимание Руководителя группы.

А.В. Саверский включен в ее экспертный состав и приглашен выступить там с докладом.  

Одновременно с этим несколько рабочих групп по лекарствам созданы в РАН, в частности, под руководством академика Хабриева Р.У., куда так же приглашен Президент Лиги А. В. Саверский.

Вот часть ответа на нашу петицию Администрации Президента РФ:

"текущая система лекарственного обеспечения в Российской Федерации является одной из причин социальной неудовлетворенности населения.

Если при оказании медицинской помощи в условиях стационара, дневного стационара и скорой медицинской помощи любой гражданин Российской Федерации имеет право, в том числе на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям, на обеспечение лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации. То в основе существующей системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях лежит принцип бесплатного или льготного отпуска лекарственных препаратов отдельным группам населения за счет средств федерального и регионального бюджета.

Доступность лекарственных препаратов для остальных граждан при получении амбулаторной помощи является основной проблемой реализации права на лекарственное обеспечение. При этом важнейшей задачей для здравоохранения является повышение удовлетворенности населения качеством лечебного процесса, а также сохранение эффекта от увеличивающихся затрат в системе обязательного медицинского страхования.

Как показывает международный опыт  кардинально изменить  ситуацию и сместить фокус государственной поддержки с лечения поздних стадий заболевания и предотвращения летального исхода к ранним стадиям лечения заболеваний и предупреждению их развития, что будет иметь положительный эффект на показатели здравоохранения, демографические и экономические показатели, дает возможность внедрение механизмов лекарственного обеспечения на основе компенсации затрат определенного перечня лекарств для всего населения без привязки к конкретному статусу.

Переход от текущей системы льготного лекарственного обеспечения, покрывающей всего лишь 20% населения, к программе расширения гарантий лекарственного обеспечения для всего населения потребует серьезных организационных и законодательных изменений на всех стадиях процесса и детальной проработки в рамках внедрения: механизма референтного ценообразования; электронных систем учета пациентов и лекарственных препаратов, выписки электронных рецептов; механизмов контроля за рациональным назначением и применением лекарственных препаратов (использование лекарственных препаратов из единого перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, клинические рекомендации, участие пациентов в стоимости лекарственных средств через соплатежи, что рационализирует их поведение; интегрированная роль«плательщика» и «контролера», объединяющая в одних руках стимулы и возможности для контроля расходов системы), а также анализа целесообразности и необходимости создания электронной торговой площадки лекарственных препаратов, порядка использования инфраструктуры обязательного медицинского
страхования для формирования органов администрирования программы всеобщего лекарственного обеспечения".

По ссылке опубликован полный ответ Администрации Президента РФ на наши инициативы.  

Из ответа видно, что "ворота открыты", наши идеи разделяются на самом высоком уровне. Наступает непростая пора реализации наших идей и проектов, борьбы за них. Так что общая поддержка будет только на пользу. Спасибо вам за то, что остаетесь с нами!Дело движется