В Живом журнале и соцсетях («ВКонтакте» и «Одноклассниках» главным образом, находящихся под неусыпным «государевым оком») наступила не то чтобы оттепель, но некоторая разморозка. Первые ее признаки появились на днях в Сибири: СУ СКР по Алтайскому краю закрыло уголовные дела двух барнаульских «экстремистов» - Марии Мотузной и Андрея Шашерина. Оба обвинялись по статье 282 УК РФ в «оскорблении чувств верующих» - за размещение на своих страницах «ВКонтакте» мемов, где, в частности, высмеивалось благосостояние священнослужителей высоких чинов РПЦ.

 

Основанием для прекращения уголовного преследования молодых людей стали законы, подписанные накануне Нового года президентом – о частичной декриминализации упомянутой статьи: часть описываемых ею деяний переведена из уголовного кодекса в административный (КоАП), в случае же их повторения в течение года они снова окажутся под той же статьей УК.

 

Как сообщал ранее Фонд защиты гласности (дайджест 856 http://www.gdf.ru/digest/item/2/1574#z2 ), Андрей Шашерин был отправлен судом в психиатрическую больницу на принудительную стационарную экспертизу. Адвокат Шашерина Андрей Миллер сказал «Правозащите Открытой России», что теперь его подзащитный имеет все основания требовать компенсации морального и материального вреда, причиненного ему органами власти, а также официальных извинений от них.

 

Однако при этом в судебном решении, освободившем его от уголовной ответственности, сказано, что «признаки административного нарушения» в скопированных им картинках могут иметься. Напомним, на одной из них человек просил священника отпустить ему грехи за употребление санкционных продуктов, а тот в ответ предлагает ему пятикратно произнести словосочетание «Крым наш!», на другой Иисус спрашивал у патриарха Кирилла: «Который час?» (картинка была посвящена швейцарским часам патриарха, стоимость которые оценивалась в 30 тысяч долларов, закрашенным с помощью фотошопа).

 

Что оскорбляет в этих сюжетах чувства людей, верующих в Иисуса Христа? То, что его образ и учение часто несовместимы с образом жизни церковных иерархов, больше напоминающих тех, кому он противостоял, и то, что церковь временами у нас неотделима от государства, в чьей праведности есть основания сомневаться? Наверняка такая ситуация оскорбляет некоторых христиан, но создает ее точно не барнаульский блогер – однако претензии суд предъявляют ему, а не истинным оскорбителям.

 

Как говорит адвокат, краевая Фемида проигнорировала его жалобы, хотя могла их направить в суд первой инстанции, где они были бы рассмотрены по существу, что привело бы к отмене уголовного дела - признанию его незаконным, а не просто к прекращению на основании президентских поправок. Но «существо» – то, чего больше всего опасается наша судебная и правоохранительная система. Поэтому смягчение статьи 282 УК РФ дает обвиняемым надежду не столько на реабилитацию, сколько на послабление.

 

Могут надеяться на него еще двое алтайцев – студент Даниил Маркин, попавший под статью УК за «картинки с Гарольдом, скрывающим боль, и Джоном Сноу из «Игры Престолов», и гражданский активист из города Заринска Антон Ангел, чью страницу «ВКонтакте» неоднократно вскрывали неизвестные лица, а «экстремистом» стал он после того, как опубликовал ряд критических материалов в адрес руководства горадмиинистрации (дайджест 867 http://www.gdf.ru/digest/item/1/1588#z1 ). Их дела после декриминализации вменяемых им деяний пока что не пересматривались.

 

Всего же, по данным МВД РФ, только за первое полугодие прошлого года в стране было возбуждено 762 дела по тогда еще «криминальной» статье, а за весь 2017 год - 1521. Сотни пользователей соцсетей, оказавшихся в списках «экстремистов» за посты, репосты, лайки, перепосты могут в принципе ожидать облегчения своей участи. Что из этих ожиданий получится – покажет уже скорое будущее.