Главная страница Защита прав КС РФ: Полиция обязана помочь чиновникам привлечь к ответственности нарушителей

КС РФ: Полиция обязана помочь чиновникам привлечь к ответственности нарушителей

06.08.2018
Александр Передрук, юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», юрист проекта «Открытая полиция», юрист Московской Хельсинкской Группы

2 июля 2018 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 27-П, в котором разъяснил, как полицейские могут содействовать исполнению регионального законодательства и привлечению к ответственности нарушителей.

Российское законодательство предусматривает возможность установления ответственности не только федеральными законами, к числу которых относится Кодекс РФ об административных правонарушениях, но и законами субъектов РФ. К примеру, нарушение тишины и покоя граждан, непринятие владельцем животного мер по уборке территории от загрязнения животным, повреждение и уничтожение зеленых насаждений в городе или незаконное разжигание костров в парке – все это запрещено под страхом санкций, предусмотренных именно региональными законами об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) деятельность полиции осуществляется, среди прочего, по такому направлению, как производство по делам об административных правонарушениях, что предполагает составление протоколов об административных правонарушениях, а также применение мер обеспечения производства по таким делам.

Однако полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4  Закона о полиции), а ее деятельность финансируется из средств федерального бюджета (ст. 47), поэтому законодатель был вправе возложить на полицейских лишь обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, но не региональными – названные процессуальные документы по умолчанию составляются должностными лицами региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ были приняты поправки в КоАП РФ, которые позволили должностным лицам полиции составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, однако только при наличии подписанного МВД России и органом исполнительной власти субъекта РФ специального соглашения о передаче осуществления части полномочий (абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).

На практике же регионы не спешили заключать соответствующие соглашения, зачастую мотивируя это отсутствием бюджетных средств.

В результате Законодательное Собрание Ростовской области обратилось с запросом в КС РФ, оспаривая конституционность указанных положений в связи с тем, что в Ростовской области не было подписано соглашение с МВД России. Законодатели сочли следствием данной ситуации тот факт, что в течение почти трех лет граждан не штрафовали за попрошайничество, несмотря на то, что это предусмотрено местным законом.

По мнению парламентариев, такое положение дел противоречит Конституции РФ, так как нарушается принцип неотвратимости ответственности за нарушение регионального закона – из-за отсутствия упомянутого соглашения полицейские не составляют протоколы о правонарушениях, предусмотренных местным законодательством, и это приводит к тому, что граждане избегают санкций за нарушение закона.

Вместе с тем Конституционный Суд не усмотрел противоречий Основному закону, признав норму абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ соответствующей Конституции РФ.

Во-первых, КС РФ отметил, что отсутствие на региональном и муниципальном уровнях публичной власти специальных органов, отвечающих за охрану общественного порядка и общественной безопасности, порождает трудности для результативного процессуального реагирования на предусмотренные законами субъектов РФ административные правонарушения. Именно для нивелирования возникающих в связи с этим негативных последствий законодательно закреплена возможность передачи осуществления полномочий по составлению протоколов о посягающих на общественный порядок и общественную безопасность административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностным лицам органов внутренних дел (полиции) в случае заключения соответствующего соглашения между заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и МВД России.

Во-вторых, КС РФ обратил внимание на то, что предназначением полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности на всей территории РФ. Следовательно, это возлагает на правоохранительные органы обязанность оказывать региональным властям и органам местного самоуправления содействие в привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях.

Иными словами, отсутствие специального соглашения между властями субъекта России и МВД России не позволяет должностным лицам органов внутренних дел  составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена региональным законом, однако не только не запрещает  участие полицейских в производстве по таким делам, но и, напротив, предполагает, что в случае обращения местных властей сотрудники полиции должны реализовывать весь комплекс мер реагирования на административные правонарушения, в том числе осуществлять доставление и административное задержание лиц, привлекаемых к ответственности, при выявлении любых административных правонарушений, а также пользоваться иными полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, в частности проводить личный досмотр и досмотр транспортных средств, изымать вещи и документы.

Конституционный Суд указал на очевидность того, что в распоряжении субъектов РФ имеются достаточные правовые средства для осуществления производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных их собственными законами, в том числе с помощью обращения при необходимости к должностным лицам полиции.

В-третьих, КС РФ обратил внимание на то, что КоАП РФ предоставляет прокурору при осуществлении надзора за соблюдением закона право возбуждать дела о любых административных правонарушениях независимо от уровня нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за совершение правонарушения. Такие полномочия прокурора выступают дополнительной гарантией соблюдения регионального законодательства.

Учитывая изложенное, КС РФ пришел к выводу о том, что действующее правовое регулирование не дает оснований для вывода: отсутствие заключенных соглашений лишает регионы адекватных юридических возможностей для привлечения лиц к ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренной законодательством субъектов РФ, – протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления, а в остальном им окажут содействие полицейские.

Наконец, КС РФ проанализировал и сложившуюся практику заключения договоров между МВД России и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче полномочий по составлению протоколов, которая свидетельствует о том, что региональные власти, как правило, передают правоохранителям финансовые средства, необходимые исключительно для материально-технического обеспечения реализации полномочий по составлению процессуальных документов, – оргтехнику, бумагу, канцелярские принадлежности и т.д. Конституционный Суд справедливо заметил, что от бремени несения названных бюджетных расходов регионы в любом случае не были бы освобождены и при осуществлении соответствующих полномочий исключительно своими силами.

Принятие постановления КС РФ можно только приветствовать. Его разъяснения могут способствовать решению проблемы, связанной с привлечением граждан и юридических лиц к предусмотренной региональным законодательством административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности.

Более того, выводы, содержащиеся в постановлении КС РФ, на мой взгляд, правомерно экстраполировать на любые правонарушения – например, если застройщик, работая по ночам напротив ваших окон, нарушает Закон о тишине, то полицейские обязаны выехать по вашему вызову для того, чтобы задокументировать обстоятельства административного правонарушения и по возможности пресечь его, как того требует Закон о полиции. А затем вопросом привлечения к ответственности нарушителя должны заняться местные чиновники. Такой формат взаимодействия поможет эффективнее защищать права граждан.

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» размещает на сайте «Адвокатской газеты» серию публикаций, посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов. Речь будет идти о правовых прецедентах, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, которые внесли важные пояснения в толкование российского законодательства в этой сфере и призваны защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Источник: Адвокатская газета, 1.08.2018

Теги:

Комментарии

Так и живем 21:02, 24.08.2018
Самарские чекисты с коллегами из Москвы продолжают чистить ряды сотрудников силовых ведомств. Внушительный список подследственных пополнили оперативник УЭБиПК Тольятти и начальник полиции Куйбышевского отдела полиции Самары.

Их подозревают в получении взяток. В самарском Центре «Э» тоже неспокойно. Двух офицеров подозревают в коррупции и в связях с легендарной ОПГ «Законовские». Кто следующий лишится погон и денежного потока от членов самарских банд?

Взятки по расписанию

Двух сотрудников самарской полиции задержали чекисты регионального ФСБ в среду, 8 августа. Старшего оперативника ОВиРП по Автозаводскому району ОЭБиПК Тольятти Андрея Решетова подозревают в получении взятки. Правоохранитель получил деньги от местного жителя за возврат изъятой ранее сотрудниками полиции финансовой документации двух коммерческих фирм. В пресс-службе УФСБ по Самарской области заявили, что Решетов получил 300 тысяч рублей. Сумму взятки в два раза больше озвучил советник директора Росгвардии Александр Хинштейн — 700 тысяч рублей. Сам Решетов уверяет, что не столь жаден до денег и часть средств предназначалась руководству. Вероятно, оперативник потянет за собой в колонию других офицеров — борцов с коррупцией и экономическими преступлениями.

В тот же день сотрудники регионального ФСБ задержали замначальника отдела полиции № 7 Куйбышевского района Самары Ивана Нещадимова. Силовики взяли Нещадимова с поличным, когда тот получил от местного жителя 200 тысяч рублей. За эти деньги замначальника ОП должен был покровительствовать некой фирме (обществу с ограниченной ответственностью). В частности, создать условия для беспрепятственного забора на территории Куйбышевского района песка и его транспортировки.

Вместе под погоны, вместе под ОПГ

Брат арестованного Ивана Нещадимова также служит в МВД. Вадим Нещадимов возглавляет Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Самарской области. В начале этого года депутат Госдумы Андрей Луговой фактически обвинял его в связях с ОПГ «Законовские». Нещадимов и экс-руководитель следственного отдела по Промышленному району управления СК РФ по Самарской области Олег Трухманов могли покрывать преступления ОПГ, в частности, занимаясь фабрикацией дел в отношении невиновных граждан.

Вадим Нещадимов

Вадим Нещадимов

Вадим Нещадимов, по данным источников, снимал с оперативного учета представителей преступной группировки — уголовные дела, возбужденные по совершенным ими преступлениям, либо приостанавливались, либо закрывались под различными предлогами.

«Нещадимов вел уголовное дело троих журналистов, которые были осуждены по весьма спорному обвинению за тексты, касающиеся деятельности ОПГ «Законовские», — отмечает Луговой. Кроме того, по его словам, Олег Трухман и Вадим Нещадимов умышленно скрыли явку с повинной киллера Натальи Солдатовой, убитой в результате незаконного раздела собственности. В обращении, которое он направил на имя генпрокурора России Юрия Чайки, депутат указывает и на тот факт, что «Законовские», совершившие нападение на чиновника самарской мэрии Ильина, избежали наказания, а вместо них за нападение были осуждены подставные лица.

луговой.jpg

Депутат Госдумы Андрей Луговой

При этом оба силовика до сих пор продолжают работать в правоохранительных органах. Олег Трухман понижен в должности до криминалиста, а Нещадимов остается начальником Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по Самарской области.

Центр «Э» и «Законовские»

Не исключено, что скоро силовики подберутся и к Вадиму Нещадимову. В начале августа этого года в связях с ОПГ заподозрили его подчиненных — двух сотрудников Центра по противодействию экстремизму регионального ГУВД Александра Перцева и Андрея Илларионова. В поле зрения чекистов полицейские попали после скандала на одном из предприятий «Тольяттиазота», когда силовики обнаружили на территории тольяттинской компании «МСА Строй» спортивную сумку с гранатометом «Муха», боеприпасами и экстремистской литературой. Глава компании Магомед Шишханов заявил, что его пытаются «подставить». Выяснилось, что руководитель службы безопасности «Тольяттиазота» Олег Антошин и его заместитель Алексей Алексеев помогли членам ОПГ «Законовские» проникнуть на территорию режимного объекта ТоАЗ, где и находится «МСА Строй».

Antoshin.jpg

Олег Антошин

Пока фигурантами дела являются Олег Антошин, его заместитель Алексей Алексеев, а также экс-руководитель службы безопасности Бориса Березовского Сергей Соколов и руководитель информационного центра «Аналитика и Бизнес» Руслан Мильченко.

sokolov3.jpg

Сергей Соколов

Офицеров Центра «Э», которые могли быть пособниками обвиняемых, не арестовали и даже не уволили, а пока ограничились понижением в должности. Перцева перевели на должность оперуполномоченного ОРЧ по обеспечению государственной защиты ГУ МВД России по Самарской области, а Илларионова назначили на место оперуполномоченного ОМВД России по Красноярскому району Самарской области. Внутренняя проверка пока никаких нарушений в действиях сотрудников полиции не выявила.

Росгвардия, ФСБ и прокуратура на службе ОПГ

Громкие коррупционные разоблачения силовиков в Самарской области связывают с назначением на должность руководителя УФСБ по Самарской области Владимира Татаурова летом 2015 года и нового прокурора области Константина Букреева осенью 2016 года.

За это время в регионе был задержан прокурор Безенчукского района Андрей Павлов за взятку в 750 тысяч рублей от «законовских». В апреле этого года в Самаре задержали двух офицеров ФСБ — заместителя начальника службы экономической безопасности УФСБ Сергея Гудованого и начальника отдела «М» спецслужбы Павла Черемшанцева. Их подозревают также в связях с ОПГ. Так, у Гудованого в квартире обнаружили 80 млн рублей наличными.

polkovniki.jpg

Сергей Гудованый и Павел Чермашенцев после задержания

А 25 июля был задержан заместитель начальника Росгвардии по Самарской области (сын спикера Самарской губернской думы) Дмитрий Сазонов. Его также связывают с деятельностью «законовских». По оперативным данным, он на протяжении длительного времени получал денежное вознаграждение за покровительство от членов ОПГ.

samara.jpg

Дмитрий Сазонов

«Законовские» на грани исчезновения

Справка: ОПГ «Законовские» (другое название «Барыги») была создана почти 20 лет назад, в 1990-е годы, уголовным «авторитетом» Александром Законовым. Начинали бандиты с банального рэкета. Впоследствии зоной бизнес-интересов группировки стали рынки, сети павильонов, автомобильные и лодочные стоянки. ОПГ контролировала крупнейший в Самарской области Кировский вещевой рынок. На конец 2000-х «Законовские» имели разветвленный бизнес. По некоторой информации, куратором группировки являлась «Солнцевская» ОПГ. В 2004 году Законов был убит во время карточной игры, согласно официальной версии. После смерти Законова группировку возглавил его бывший телохранитель и бывший боец спецназа ГРУ Алексей Рыжов. Летом 2016 года Рыжов скончался от некроза поджелудочной железы. Тогда возглавил банду Сергей Гафуров.

gafurov.jpg

Сергей Гафуров

Задержания самих членов банды «Законовские» начались в августе 2017 года. Тогда в отношении лидера ОПГ, бизнесмена Сергея Гафурова (Гафур) было возбуждено уголовное дело по обвинению в подготовке убийства оппонента главаря и экс-члена банды Владимира Изумрудова.

Одновременно с этим сотрудники УФСБ по Самарской области задержали других активных участников группировки «Законовские» — Дениса Ковегина и Радика Хайретдинова. Их обвинили в убийстве экс-милиционера Вадима Винокурова, которое произошло в мае 2014 года и долго числилось нераскрытым. В декабре 2017 года суд приговорил Ковегина к лишению свободы сроком на девять лет, а Хайретдинова — на полтора года лишения свободы условно.

26 июля лидера ОПГ «Законовские» осудили на три года колонии за пособничество и подстрекательство к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью адвоката Тамази Керимова, а также незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и взрывных устройств. Тамази Керимов был жестоко избит в апреле 2016 года за то, что представлял в суде интересы бизнесмена (фамилия не называется), который мог дать показания против «Законовских».

Силовики продолжают наносить удары и по имуществу банды. Так, в июне 2018 года был обнаружен схрон оружия и взрывчатки, организованный группировкой «Законовские». 13 августа в Самаре на Волге демонтировали плавучую баню-ресторан, которую контролировала группировка.

О полной ликвидации ОПГ «Законовские» правоохранители отрапортовали еще много лет назад. На самом же деле бандиты ушли в тень при помощи «высоких покровителей» из среды правоохранителей. Теперь, когда за группировку и «оборотней в погонах» взялись чекисты, есть шанс, что «законовские» останутся лишь в истории криминальных хроник.

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Почему Сердюкову снова доверили большие деньги и без-опасность авиа-пассажиров в России?

1. Пилить бюджет чужому не доверишь.
2. Классный специалист, о чем вы?!
3. Этот авианосец непотопляемый.
4. Потому что Васильева – суперженщина, круче суперджета!
5. Завидуйте молча.
6. Потому что никто из специалистов возглавить такой проект не согласится.
7. Потому что с него взятки гладки.
 

Всего проголосовало
18 человек
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года