Владивосток не слишком старый город, чуть больше полутора веков. Тем не менее кое-какие дома успели построить и в позапрошлом веке, но в основном в прошлом. Сейчас, если вы забыли, XXI век.

И вот в XXI веке во Владивостоке существует почти неразрешимая проблема: что делать со старыми домами? С теми домами, которые строили в относительно стародавние времена, когда никакие коммунальные услуги не предполагались – да и понятия такого не было?

Ну, частный сектор – это ничего: подумаешь, снесли пару домов, дали жильцам пару квартир – и готово: строй на этом месте большой дом – и все нормально. А если старый дом не на одну семью, а барак семей на 10, 20, 40 и более?

Положим, электричество провели быстро. Ну вы помните: коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны! С остальным оказалось сложнее…

Положим, хрущевки с печным отоплением переделали на электрическое довольно быстро, потому что и вода, и канализация там были изначально. Со сталинками возни оказалось больше, но в основном тоже удалось приспособить под современные нужды. А дореволюционные дома? С этим оказались проблемы…

Основная проблема в том, что дома построены без халтуры и откатов. То есть сносить – замучаешься. А уж если в доме не секции, а просто комнаты – ну и где там выделять санузел? А без канализации – это не современное жилье. Да и вообще не вполне жилье.

Есть такой дом на Камской, о котором мы неоднократно писали. Бывшая конюшня-казарма 1905 года постройки. Двухэтажная: на первом этаже – лошади, на втором – люди. Вероятно. Это ж до революции было, кто теперь помнит… Но построено прочно!

В общем, военные использовали здание и после революции. С 1954 года как общежитие для военных строителей.

Когда Ульяна Колесникова получила в нем комнату в 1973 году, электричество там, конечно, было. И печное отопление. Туалет типа сортир во дворе, вода тоже во дворе – колонка. Военные утешали: это ведь временно, потом получите нормальную квартиру…

В 1980 году здание усовершенствовали: провели центральное отопление… Ну как – центральное. Батареи поставили, подключили. А куда девать отработанную воду из батарей? Ближайшее место для подключения – в двух километрах, в районе ДСК. Тянуть туда? Длинно, долго, неохота. Нашли такой выход: пробурили скважину и стали сбрасывать воду в грунт. Экология? Не, не слышали…

Потом военным удалось передать дом городу. Потом рухнул СССР. И вот когда жильцы дома пришли на прием к тогдашнему градоначальнику Блинову, выяснилось, что по документам дом уже расселен и все жильцы получили квартиры!

После чего дом накрыла безнадега…

То есть жильцы стали устраиваться, кто во что горазд. Приватизировать? Да пожалуйста! Продавать квартиры? Да пожалуйста? Захватывать общедомовые помещения? Да пожалуйста, власть не возражает и не интересуется вами. Вы, главное, платите за квартиру регулярно – и ваши проблемы – это ваши проблемы.

Признать дом непригодным для проживания? Ни за что! Года два назад дом оштукатурили, спрятав темные казарменные кирпичи – и он стал неотличим от подобных домов. В глаза не бросается? И слава Богу!

Ульяна Колесникова тем не менее не оставила желания жить в нормальной квартире. Не хочет город признавать дом непригодным для жилья? Ладно, мы пойдем другим путем! И она подала иск к администрации города – признать ее квартиру непригодной для жилья!

Конечно, предварительно Колесникова обзавелась всевозможными справками. Например, актом санитарного обследования, проведенного санврачом УГСЭН, экспертным залючением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, заключением ООО «Грифон»… А ответчик, администрация города, понадеялась на свои старые отписки. И – проиграла. Суд вынес решение: признать непригодным для проживания занимаемое Колесниковой Ульяной Андреевной по договору социального найма помещение… Апелляция ничего администрации города не дала. 5 июля 2017 года решение ступило в законную силу.

Между прочим, согласно ст. 156 Жилищного кодекса непригодное для проживания помещение от уплаты за наем освобождается полностью, а администрация должна выдать другое, пригодное, со всеми удобствами.

Вы думаете, что администрация Владивостока так и сделала? Поступила по закону? Поторопилась выдать Колесниковой ордер на благоустроенную и пригодную для проживания квартиру?

Конечно нет! Да на тех, кто так сделал бы, чиновники пальцем бы показывали: во, гляньте на лохов, которые закон соблюдают!

Ульяне Колесниковой велели собрать справки: подтвердите, что вы – малоимущая, состав семьи, доход, обратитесь туда, обратитесь сюда…

Эх, недальновидные и жадные чиновники администрации Владивостока! Если Колесникова добилась признания своей квртиры непригодной для проживания – по суду добилась! – то, будьте уверены, и справки она соберет. А дальше что? Прокуратура?

Ну… Почему бы и нет?