2 декабря 2016 года в отеле «Достоевский» В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Взаимодействие членов ОНК Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сотрудниками УФСИН в ходе общественного контроля по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания».

Участвовали не только действующие члены ОНК в СПб – Яна Теплицкая, Екатерина Косарева, Александр Холодов, Артур Михайлов, Роман Ширшов, Эдуард Корпусов, Эдуард Горелов, Ксения Кириллова, Александр Лоза и другие, но и бывшие члены ОНК СПб – Владимир Шнитке и Борис Пантелеев, кандидат в члены ОНК СПб Александр Передрук.

Управление исполнения наказаний представляла Елена Кузнецова, МСЧ-78 – Батрудин Дамаданов.

Москвичи Любовь Волкова и Валерий Борщев (организация «Социальное партнерство»), Андрей Бабушкин (организация «Комитет за гражданские права») вели круглый стол.

Главные достоинство «круглого стола» – большая информативность. Обсуждалось, например, правоприменение фотовидеосъемки и аудиозаписи как средств контроля. Валерий Борщев сказал, что ему известно о намерении некоторых неизвестных лиц задробить эту новеллу, внеся положение о том, что осужденный имеет право, в дальнейшем, забрать свое разрешение на фотовидеосъемку.

Борис Пантелеев предложил поправку в закон, которая оговаривала бы безусловное право членов ОНК пользоваться фото- и видеосъемкой в случае, если эта съемка предназначается не для публикаций, а для фиксации нарушений с последующей передачей фотовидеоматериалов в следственные органы. Валерий Борщев с этим предложением согласился.

Андрей Бабушкин обратил внимание на то, что члены ОНК находятся в довольно сжатых рамках закона и должны четко понимать, что деятельность по общественному контролю не должна вторгаться в сферу оперативно-розыскной деятельности.

Начальника МСЧ-78 Батрудина Дамаданова спросили, почему в прошлом созыве его подчиненный Гавриш не один раз препятствовал деятельности членов ОНК в СПб. Но за начальника МСЧ ответил начальник ОНК СПб Александр Холодов. Он сказал, что уже договорился о беспрепятственном посещении психиатрического отделения ФКУ СИЗО-1.

Ему возразили, что, даже если с ним будут пускать беспрепятственно, как быть, если нужно проверить, как работает эта договоренность реально, без присутствия уважаемого А. Холодова, будут ли пускать и без него тоже.

А. Холодов ответил (хотя вопрос был адресован не ему), что, оказывается, во время одного из посещений психиатрического отделения членом ОНК СПб Борисом Пантелеевым один из осужденных этого отделения совершил акт суицида с летальным исходом. Подтекст выступления А. Холодова был такой: посетили члены ОНК СПб психиатрическое отделение, о чем-то поговорили с больным, больной повесился.

Но все посещения тщательно записывают на видеорегистраторы. И уже хотя бы поэтому, никто из контролеров ничего лишнего себе не позволит.

Но тут уж не выдержал и сам Борис Пантелеев, сидевший до этого, в общем-то, молча. Он сообщил, в частности, что по статистике из доклада А.В. Шишлова за год в УФСИН СПб и ЛО было совершено 140 суицидов и очень сомнительно, чтобы во всех этих ста сорока суицидах какое-либо участие принимал он, Борис Пантелеев, как член ОНК.

Кроме того Пантелеев обратил внимание на то, что в психиатрическое отделение больницы Ф.П. Гааза их пускали всегда и без всяких ограничений. Также без ограничений в психотделение СИЗО-1 «Кресты» пускали Владимира Шнитке. Следовательно, дело не в каких-то инструкциях и букве закона, а дело лишь в нём – Борисе Пантелееве – и самом учреждении – СИЗО-1.

На это замечание ни у А. Холодова, ни у Б. Дамаданова возражений не нашлось.

Андрей Бабушкин рекомендовал членам ОНК в СПб уделять внимание не только учреждениям ФСИН, но и не забывать про отделы полиции, особенно те, в которые не ступала ещё нога члена ОНК СПб. Александр Холодов сообщил в ответ, что в Санкт-Петербурге нет фактически отдела полиции, который бы он не посетил, и что он старается посещать отделы полиции ночью, чтобы наверняка выявить какие-то нарушения. Правда, при этом председатель не сообщил, сколько именно нарушений ему удалось выявить за последние три года.

Андрей Бабушкин и Валерий Борщев рассказали о перспективах донабора в ОНК. Участники «стола» не возражали против увеличения численности ОНК СПб 4 созыва с 25 человек до 40 человек. Любовь Васильевна Волкова рассказала о перспективах судебных исков некоторых кандидатов в ОНК (например – Е. Масюк) к Общественной палате РФ.

Любовь Леонидовна Волкова, член ОНК, г. Санкт-Петербург.

P.S.

Любовь Васильевна Волкова, моя московская тезка, подарила мне интереснейшую книгу «ВИЗИТ В ТЮРЬМУ: вчера, сегодня, завтра» со своим автографом. Книгу начала читать с удовольствием, очень познавательная и на практике пригодится: расширяет кругозор контроля.