фото

«Наступление власти на льготы инвалидов и ветеранов труда продолжается…»

Вопрос:

Я, как инвалид, имеющий право на компенсацию по жилищным и коммунальным услугам, в феврале-марте 2016 года перестал получать ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) по данным услугам. Позвонил в соцзащиту, а там ответили, что льгота на ЖКУ мне не была назначена и выплачена из-за более, чем трехмесячной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Добавили, что если задолженность и будет погашена после приостановления льготы, то за то время, когда приостанавливалась льгота, ЕДВ мне не будет начислена и выплачена. Законно ли это?

(Николай Васильевич, Владивосток)

Ответ:

Уважаемый Николай Васильевич! В Центр защиты прав человека регионального отделения «Российская партия пенсионеров за справедливость» буквально с апреля 2016 года в массовом порядке стали поступать подобные обращения, в основном, от жителей г. Владивостока.

Разъясняем по этому вопросу следующее. Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части получения льготы инвалидами на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Теперь ч.13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ записана так:

«Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема ПОТРЕБЛЯЕМЫХ коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах не имеющих центрального отопления;»

На основании ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при ОТСУТСТВИИ у них ЗАДОЛЖЕННОСТИ по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Согласно «Порядку и условиям предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края» (далее по тексту – Порядок), утвержденным Постановлением губернатора Приморского края от 16.07.2008 №63-пг (в ред. Постановлений губернатора Приморского края от 31.12.2015 №85-пг, от 24.02.2016 №11-пг) ежемесячная денежная выплата назначается инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов – на срок назначения инвалидности.

В соответствие с пунктом 2.11 Порядка приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты производится при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев по состоянию на последнее число каждого квартала.

В случае полного погашения получателем ежемесячной денежной выплаты задолженности либо после заключения и (или) выполнения получателем ежемесячной денежной выплаты соглашений по ее погашению, ежемесячная денежная выплата на основании заявления о возобновлении ежемесячной денежной выплаты и документов, подтверждающих данные обстоятельства и подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, и оплату жилого помещения в течение периода приостановления предоставляемых в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, возобновляется с месяца, с которого приостановилась, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее возобновлением.

В Вашем случае после оплаты задолженности по жилищным и коммунальным услугам или заключении соглашения меры социальной поддержки будут возобновлены с момента их приостановления.

Другими словами, возможность приостановления выплаты ЕДВ на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для льготников, жителей Приморского края, установлена Губернатором Приморского края в Постановлении №?72-пг от 02.11.2015. Этим постановлением был изменен прежний «Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края», существовавший с июля 2008 года (Постановление губернатора Приморского края № 63-пг). В прежней редакции Порядка отсутствовала норма, позволявшая чиновникам приостанавливать выплату льгот при отсутствии задолженности за ЖКУ.

Кстати, тем же постановлением № 72-пг было предусмотрено уменьшение сумм ежемесячных компенсаций по оплате жилищно-коммунальных платежей, например, для ветеранов труда и инвалидов с января 2016 года. На основании этого же постановления чиновники соцзащиты насчитали инвалидам и взыскали с них «мифические» долги с 01.07.2015 по ноябрь 2015 года. Формально обоснованием к принятию Постановления № 72-пг послужило то, что нормативно-правовая база Приморья приводится в соответствие с федеральным законодательством.

Граждане обоснованно задают вопрос: «Почему же «втихушку», без всяких предварительных разъяснений и информации прекратили выплаты льгот?» Потом сами же отвечают… Простые граждане, особенно малоимущие, льготники для власти, местных чиновников давно перестали быть людьми, личностями, для защиты прав которых и существуют те самые чиновники. Зачем информировать, зачем разъяснять?

А как же Конституция Российской Федерации? Может быть уже отменили статью 24 «Право на информацию»? Именно этой нормой основного, самого высшего закона государства каждому гарантируется право на получение информации, затрагивающей права и обязанности граждан. Кстати, Конституция РФ – закон прямого действия. Видимо чиновники от власти живут по другим законам.

Теперь льготникам во избежание приостановления льгот на ЖКУ необходимо самым тщательным образом следить за коммунальными платежками. Два месяца нет оплаты – прощайся с льготой. Для того, чтобы снова получать льготу, необходимо, как и в первый раз написать заявление, принести платежки, подтвердить льготу.

Однако, самый коррупционный момент в этой истории, по нашему мнению, это понятие ЗАДОЛЖЕННОСТИ по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кто и в каком порядке определяет наличие долга? Каким образом и какие документы получает соцзащита о наличии долга у льготника? Какую задолженность – общую или по текущим платежам учитывает соцзащита для прекращения выплаты льготы? В Постановлении губернатора об этом нет никакой информации.

Фактически, получается, что нас признает должником либо ДЭК, либо ДГК, либо Водоканал или УК. На откуп монополистам, ресурсоснабжающим организациям и УК отдан вопрос признать или не признать гражданина должником. А значит фактически они решают – получит ли инвалид или ветеран труда льготу, получит ли малоимущий субсидию и т.д. Кроме этого, указанным организациям лишний раз предоставляется возможность «выжимать» из льготников необоснованные начисления платежей. Можно убедиться по своим квитанциям как насчитывают долги монополисты.

Однако в Гражданском кодексе РФ существует понятие ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОЛГА, а не заявленного какой-либо организацией или структурой. Для того, чтобы определить имеется или нет фактически долг у гражданина необходима, как минимум, сверка взаиморасчетов. В подавляющих случаях вопрос наличия или отсутствие долга – это спорный вопрос, требующий судебного разбирательства. Из практики работы по обращениям граждан зачастую заявленный ресурсоснабжающей организацией долг не подтверждался при судебных разбирательствах.

Помните, как ранее существовал в Приморском крае закон №?241-КЗ «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере», в одной из норм которого прямо было прописано, что, например, «При наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленной в судебном порядке, субсидии оформляются после подписания гражданами обязательства о погашении задолженности в согласованные сроки (ч. 2 в ред. Закона Приморского края от 03.12.2002 N 28-КЗ).

Исполнитель при установлении задолженности гражданина по оплате жилищно-коммунальных услуг обязан своевременно обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.

Органы местного самоуправления Приморского края не вправе отказать в оформлении субсидии гражданам в период рассмотрения иска о взыскании с них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг до вступления решения суда в законную силу».

Может быть пора уже вернуться к цивилизованным отношениям власти и граждан при решении вопросов о предоставлении мер социальной поддержки в Приморском крае?

Руководитель центра защиты прав граждан

Долотов С.В.