фото

Чиновники чинят препятствия ветеранам

Почему Президент издал Указ о предоставлении всем нуждающимся ветеранам жилья, а чиновничья рать занимает круговую оборону? У меня лично закрадывается крамольная мысль: может, есть тайный приказ «не пущать» стариков в новые квартиры, а выжидать, пока годы основательнее, чем пули, проредят их ряды? Нет человека – нет проблемы!

Недавно Ленинский районный суд Владивостока стал арбитром в тяжбе прокурора Спасска с Департаментом труда и социального развития Приморского края. Прокурор вступился за свою землячку, вдову участника Великой Отечественной войны Валентину Степановну Черевко.

Женщина, которой в январе будущего года исполнится 85 лет, решением жилищной комиссии при администрации Спасского муниципального района поставлена на учет, как нуждающаяся в благоустроенном жилье. Учетное дело Валентины Степановны было направлено в Департамент труда и социального развития, который отказал ей в социальной выплате на приобретение квартиры за счет средств федерального бюджета. Мотив: подарила дом дочери «с целью искусственного ухудшения своих жилищных условий».

Куда ухудшать-то? Дом 1900-го года постройки, и, кстати, женщина, перенесшая инсульт, живет не в нем, а в маленькой пристройке. Сама она объясняет эта так:

– Дом старый, жить в нем опасно. Да и печка разобрана. Обогревателем его разве натопишь? А здесь, в кухоньке, печка нормальная. Дрова, уголь дочка заготовила.

Действительно, дрова аккуратно наколоты и уложены под навесом между домом и пристройкой. Когда Валентина Степановна открыла печку, я увидела уложенные дрова и смятую бумагу: чиркни спичкой – и пойдет плясать огонек, согревая не только кухоньку, но и душу: не у каждой матери такие предусмотрительные дети. Дочь покупает лекарства и продукты, готовит, убирает. В маленькой кухоньке – чистота и порядок. Любовь к маме чувствуется в каждой мелочи.

Бачок с водой, купленный домашний мини-туалет – тоже свидетельства заботы дочери. Ведь все «удобства» – на улице, да и те – в непригодном состоянии: пока жив был Евгений Степанович, постройки во дворе чинил, а не стало его, они и покосились. Старший сын живет далеко от родительского дома. А младшего, красавца и любимца, уже нет. Только фото…

Два года назад Валентина Степановна совершила единственное в своей жизни преступление (с точки зрения чиновников): отписала невеликое наследство дочери. Вот такие они злоумышленники, эти ветераны и их вдовы! Что крамольного в том, что простой человек хочет нажитое своим трудом оставить детям? Может, как дача пригодится. Или какой потомок на участке решится дом построить. Место тут, на улице Зеленой, тихое. Правда, водоразборный шланг находится за 300 метров от дома, но, если ты молод, можно и съездить с бачком.

«Родительский дом – начало начал»…Обветшал он. Даже в Акте обследования жилищно-бытовых условий написано: «Дом деревянный, общей площадью 25,8 кв. м. Наблюдается искривление горизонтальных линий наружных стен, загнивание древесины. Деревянные балки перекрытия местами имеют прогибы. Оконные и дверные блоки деформированы, поражены гнилью. Печь – в неудовлетворительном состоянии. Физический износ – 70%. Инженерные сети водоснабжения и водоотведения к дому не подведены».

Вот такой шикарный «дар» сделала старенькая мама своей дочери, которая заботится и ухаживает за ней! Нет у наших стариков вилл на Канарах…

фото

У прокурора даже сомнений не возникло в том, что Валентина Степановна нуждается в улучшении жилищных условий. Во-первых, дом старенький и непригодный к проживанию, во-вторых, все «удобства» – на улице. А в таком возрасте, да еще после серьезной болезни, женщине без посторонней помощи не выжить.

Помню, как на нашей улице в январскую стужу в доме, где жила одинокая пожилая женщина, перестал виться из трубы дымок. Хорошо, заметили соседи. Оказывается, парализовало бабушку. И замерзла бы она, если бы не бдительные и сердобольные женщины, которые по очереди и печь топили, и соседку кормили…

Однако наши чиновники человека не видят. Они в бумаги смотрят. Вот и Департамент, проверив учетное дело В.С. Черевко, возвратил его в администрацию Спасского района, со ссылкой на Жилищный Кодекс: раз подарила вдова свой домик дочери, т.е. намеренно ухудшила свои условия, то может быть признана нуждающейся в жилом помещении только через 5 лет! Если, конечно, доживет…

И местным чиновникам на недоработки указали. В учетном деле на момент проверки отсутствовали два важных документа: Акт обследования жилого помещения и Заключение межведомственной комиссии о признании непригодности дома к постоянному проживанию. Акт же обследования жилищных условий, составленный администрацией района, к делу не пришьешь. В общем, не были надлежащим образом собраны и проверены документы.

Суд сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года №258-О-О: ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. А какой умысел был у матери, отписавшей старый, непригодный для проживания домик дочери?

Суд пришел к выводу, что Департаментом не предоставлено достаточных и допустимых доказательств того, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила вдова ветерана войны, а также что действовала она умышленно и недобросовестно. И отказ предоставить Валентине Степановне социальную выплату на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета является незаконным.

фотоТак как суд не вправе подменять Департамент, он признал отказ в предоставлении Валентине Степановне Черевко социальной выплаты незаконным. И обязал Департамент труда и социального развития Приморского края повторно рассмотреть вопрос о предоставлении вдове мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и региональным Законом «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края».

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала

ОДПК «Хранители закона».

Спасский район.

Фото автора.