Главная страница Защита прав Итог реформ МВД: групп спецназначения, вроде «Беркута» стало больше

Итог реформ МВД: групп спецназначения, вроде «Беркута» стало больше

23.04.2014
Наталья ФОНИНА

фото

МВД нуждается в реформе, но не такой…

На прошлой неделе в национальном исследовательском университете экономики подвели итоги реформы УМВД, которая проходила на территории Молдовии, Кыргызстана, Украины и России. Правозащитники, эксперты-юристы и представители депутатского корпуса отметили, что реформа не принесла ожидаемого результата.

Впрочем, она изначально была направлена на перераспределение финансирования и чистку кадров. Очевидно, МВД России и бывших союзных республик нуждается не просто в усовершенствовании, на чем делали акцент политические лидеры, а в кардинальных переменах.

По словам представителей из разных регионов, коррупция в правоохранительных органах в России, в Кыргызстане и на Украине приобрела гораздо больший масштаб, чем, к примеру, в Грузии.

Как сказал член комитета правозащитников Кыргызстана Борис Грозовский, взрывоопасная ситуация 90-х и 2000-х годов, которая сложилась в бывших республиках и в стране в целом, сохраняется: за всплеском креминагенной обстановки последовало сращивание криминала с государственными структурами. В первую очередь правоохранительные органы превратились в коррумпированную систему, из-за чего участились случаи пыток, незаконных задержаний, насилия по отношению к детям, в случаях, где милиция должна работать более эффективно, она работает плохо.

В настоящее время правоохранительные органы в государстве охраняют власть от негативно настроенных граждан, выражающих протест, подавляя их гражданские права и интересы. По своей сути, в нашем государстве МВД всегда являлась «охранкой» для власти. В результате негатива, который с течением времени вскрылся в системе МВД, мы пришли к выводу, что нам нужно ее реформировать. Однако начавшаяся реформа в полной мере наших надежд не оправдала.

Сначала не было информации, потом - экспертов

Как говорили последующие выступающие из числа экспертов-юристов, проблемы возникли, прежде всего, из-за того, что подразделения милиции оставались закрытыми от постороннего взгляда, в том числе, от тех, кто разрабатывал проект реформы. МВД на местах – в регионах – не выпускало информацию о работе милиции. И это мешало найти «болевые точки», определить то, над чем нужно работать.

Потом возникла другая проблема: оказалось, что в депутатском корпусе отсутствует экспертный состав, который смог бы вести не иллюзорный, а реальный диалог с УМВД и представить им какие-то практические рекомендации. Потому избежать ошибок в ходе реформы УМВД не удалось.

Когда появился экспертный состав, который был готов давать здоровые советы, оказалось, что система МВД бесконечно больна и требует большего «хирургического» вмешательства, чем просто ее усовершенствование, о котором говорил президент В.В. Путин. «Зачистка» кадров, которую предполагала так называемая реформа, не стала хирургическим ножом, отсекающим коррупцию в МВД.

МВД – охранка для власти от протеста недовольных

По сути, УМВД превратилось в структуру, которая охраняет власть от недовольного населения. Ни для кого не секрет, что это население живет у крайней черты социальной пропасти и бедности.

Как указывает юрист-эксперт Татьяна Михайловская:

«Власть была вынуждена заявить о начале долгожданной реформы МВД. Которую провели в 2011 году. По итогам реформы министр внутренних дел Рашид Нургалиев отрапортовал о том. Что в прошлом остались взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, коррупция и весь негатив.

Фактически реформа свелась к принятию Закона «О полиции», смене вывески, сокращению части подразделений и численности сотрудников и отдельным косметическим изменениям. В России пустила корни государственная монополия, сделавшая насилие «легитимным». Причем люди в погонах часто применяют насилие в собственных корыстных интересах.

А вот в Грузии реформа прошла более эффективно. Отбор кандидатов и подготовку полицейских нового образца возложили не на само МВД, а на существующую с 1990 годов Полицейскую академию, которую предварительно «вычистили», например, устранили ректора, который бесконечно устраивал племянников и друзей. В 2005 году на эту должность назначили Анну Чихиташвили – сотрудницу американской исследовательской организации Rand Corporation, избавились от коррумпированных преподавателей. И уровень доверия к полиции вырос до 87%».

Для чего нам нужен спецназ?

Уровень доверия к полиции в Украине, России и Молдове, как говорили за круглым столом, наоборот, за последние годы значительно упал.

«На Украине такая обстановка в целом привела к конфликту, который прогремел на весь мир. – говорили представители правозащитного комитета Украины. - Еще в 2013 году на Украине планировали создание правоохранительного многопрофильного Министерства внутренних дел с включением в его систему функций, характерных для европейских стран. Но реформа МВД в Украине также потерпела крах».

На вопрос из зала представители общественных организаций из Украины отметили, что «Беркут», который вел расстрел граждан, являлся официальным подразделением УМВД.

«Я лично против подобных подразделений УМВД, - но на данный момент таких секретных подразделений в МВД шесть. Я лично за то, чтобы сократить их численность или вообще ликвидировать: как известно, они не всегда выполняют благородные задачи. В некоторых случаях они действуют, как группа назначения далеко не для защиты граждан».

НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Что вы ждете более всего от весны 2021 года?

Всего проголосовало
26 человек
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года