Газа сильно сдала за последние 20 лет, с момента прихода к власти Хамас. Экспорт из Газа составлял 18% ВВП, это больше, чем экспорт из Египта (11%).
Этот показатель развеивает миф, будто развитие Газа блокирует Израиль.
А импорт в Газе невероятный — 60,7% ВВП.
Это гигантский размер: у Пакистана, например, импорт составляет 16% ВВП, у Египта — 18% ВВП. У Ирака — 24%, у очень бедного Йемена — 43%.
Такой размер экспорта-импорта у сектора Газа свидетельствует о его полной неспособности обеспечивать самих себя.
Это полная несостоятельность экономики Газа, на почве которой и могут произрастать террористические государства. Эта несостоятельность является отражением формы паразитической экономики.
Мы с вами привыкли к подобным экономикам, базирующимся на вывозе ресурсов из страны. А здесь экономика паразитирует на ввозе гуманитарной помощи и внешних пожертвований.
В принципе, в мире полно стран, у которых очень большой импорт. Но, как правило, эти страны имеют и очень большой экспорт.
Например, Сингапур, Нидерланды. Это страны – хабы, которые торгуют. Сектор Газа получает огромную международную помощь, на неё покупает товары. А при таком объёме помощи смысла в собственном производстве фактически нет.
Когда мы смотрим объем импорта, то надо понимать, что мы смотрим на экономику, которая глубоко милитаризирована. 500 км туннелей под Газой — это не меньше, чем метро под Москвой.
Можно представить, какой объем импорта и трудовых ресурсов пошёл на строительство этих туннелей. Эти бетонированные туннели вели из Газа на территорию Израиля.
Теперь ресурсы гуманитарной помощи идут на создание ракет, которые каждый день летят в сторону Израиля.
Конечно, большинство ракет Израиль сбивает, но это накладывает очень странный, уродливый отпечаток на всю экономику Газа. При очень большом месторождении природного газа, не меньше 35 млрд кубометров, в секторе Газа у его жителей нет газа.
Местная выработка электроэнергии составляет 10% от потребности.
В основном, для выработки электроэнергии используется дизель. Этот дизель поставляет Израиль на деньги, выденляемые Газу Катаром в качестве гуманитарной помощи.
В Газе была одна электростанция, которая много лет назад во время очередного столкновения с Израилем была повреждена и до сих пор не восстановлена.
Да и зачем, если они получают бесплатно и электроэнергию, и воду. Всё это посталяет Израиль не бесплатно, но платит за это кто-то третий — Катар и Йемен. И хотя у Газа есть и нефть, и газ, добывать их незачем, им и так всё достается бесплатно.
Это делает экономику Газа неконкурентноспособной, зависящей от поставок из Израиля. Даже поставок воды, поскольку свои водопроводные трубы Хамас использовал буквально на ракеты. Их вытащили из земли, разрезали и пустили на корпуса для ракет.
Теперь Хамас развозит воду жителям Газы в бочках, при этом костерит Израиль, якобы, отказывающий им в поставке воды, и выставляют себя спасителями населения. То же самое они утверждают в отношение еды, лекарств, одежды: Израиль всё блокирует, не даёт, а мы вот вас спасаем.
Большинство населения Газа не работают, особенно женщины. Население сектора очень молодое — 43% жителей моложе 15 лет. В 2000 году их было 50%. То есть ситуация улучшается.
Поскольку массовая занятость населения в боевых подразделениях и в администрациях неформальна, она не учитывается. 29% населения в начале 2023 года жили за чертой бедности, по оценкам черты бедности мирового банка.
Это меньше, чем в Египте, в Сирии, в Ливане. Сектор Газа под страшной оккупацией, в страшной блокаде, в ужасной нищете и так далее, с точки зрения бедности, выглядит лучше, чем соседние арабские страны. А на западном берегу показатели ещё лучше, намного лучше.
И при этом 80% населения сектора Газа получают дополнительную гуманитарную помощь. В секторе работают множество международных гуманитарных организаций, где трудятся 13 тысяч сотрудников — примерно один человек на 100 жителей занимаются раздачей помощи.
Нищета Газы — это большая мистификация, опирающаяся на мнимую блокаду Израилем.
Легенда разработана настолько глубоко, что даже солидные благотворительные организации с безупречной репутацией обозначают у себя на сайте территорию сектора Газа, как «непригодную для жизни из-за блокады Израилем».
Для укрепления своей власти Хамас активно использует нарративы отвлечения. И в этом смысле Израиль является идеальным государством, на которое можно взвалить любые небылицы, ибо опровергать их он считает ниже своего достоинства.
Таким образом, все неудачи своего правления Хамас перекладывает на Израиль, а любые положительные шаги для населения, как героические усилия вопреки проискам и блокаде жестоких соседей.
После освобождения Газа от Хамас Израилю придется как-то с этим разбираться.
Откуда, вообще, берется террористическое государство даже не вполне применительно к Газе? Террористическое государство – это, конечно, ключевой нарратив отвлечения для каких-то сил, ... палетинская проблема — это ключевой нарратив отвлечения для иранского режима и других арабских режимов, которые сами по себе не очень устойчивы. У них нет гарантированной системы сменяемости власти, нет институционального механизма управления.
В этих странах власти вынуждены усиливать свои позиции за счет сокращения правового пространства и ослабления экономики, за счет того, что канализация недовольства широких слоев населения идёт куда-то вовне.
Такая точка канализации крайне удобна, всегда присутствует, на этом можно очень хорошо играть. Естественно, тот же самый процесс идет в России, но только с другими нарративами.
В арабских странах такие процессы работают активно, поскольку они очень религиозны, и очень часто именно религии используются для нарративов отвлечения. Как раз в Махачкале такой нарратив пошел легко и свободно по квазирелигиозным каналам.
В арабских странах этот нарратив довольно прост: главным врагом являются США, воплощение его на нашей земле — Израиль. От Израиля страдают ваши братья палестинцы. Штатам надо противостоять, поэтому мы так плохо живем. Но мы не сдадимся...
Аннексия сектора Газа Израилем и попытка создания государства Палестины арабскими странами будут всячески блокироваться, потому что и то, и то лишает их важнейшего нарратива.
Нарратив отвлечения является сугубо важным элементом внешней политики, и когда такой нарратив устойчив, он работает не только внутри страны, но и распространяется во вне, влияет на другие страны, взаимодействует с другими движениями, заставляя их поддерживать террористические режимы.
Вторая важная причина формирования террористического государства — в рамках хаоса формируется определенная иерархия определенных лидеров, типа полевых командиров. Люди циничные и жестокие, не желающие ни при каких обстоятельствах быть просто гражданами.
Никаких навыков администрирования у них тоже нет. Они абсолютно не готовы руководить никаким мирным государством, но в войне они чувствуют себя хорошо, за счет войны они удерживают свою позицию, чувствуют себя героями и хорошо зарабатывают.
Лидеры Хамас не живут в Газе, они живут во дворцах и, конечно, никогда не отдадут возможность зарабатывать на войне. Из-за наличия террористических государств растет торговля оружием, торговля наркотиками — это большие деньги.
И третья причина терроризма — небывалый рост рейтинга при осуществлении террористических операций, подогретых нарративом отвлечения.