И хотя прошло уже более 30 лет, мне с содроганием вспомнился незабываемый тайфун с красивым именем «Джуди», столь жестокий и стремительный, что скорость ветра достигала 166 км/ч. Тогда, в конце июля 1989 года, наша семья пережила страшные коварства этой «Джуди».
Сильные ливни шли почти неделю, город Дальнереченск с его жителями был в опасности. Но власти тогда нашли выход: во имя спасения города ночью был произведён взрыв, и вода с грохотом прокатилась до самой станции Эбергард, где мы и жили. Причём, людей никто не предупреждал об этом. Благодаря Вере Коноваловой, которая приехала в Эбергард навестить престарелых родственников, ночью проснулась и вышла на улицу, услышав грохот и увидев издали огромной стеной рвущейся воды, она не растерялась, побежала по домам будить людей и выводить на железнодорожное полотно. А 90-летнюю слепую бабу Машу подняли на крышу…
«Джуди» нанесла нам немало бед. Список разрушений огромен. Наш домик в Эбергарде был затоплен водой до самой крыши, и ульи с пчёлами, которые нам только подарили друзья, уплыли. «Джуди» унесла тогда жизни 15 человек…
«Лайонрок» мы пережили намного мягче….
О том, как люди героически сражались за спасение, мною было немало написано в газетах, в том числе и в нашей правозащитной газете «Арсеньевские вести». Были поставлены проблемы строительства современных, устойчивых дамб, дорог, очистных сооружений. Проблемы качества воды, строительства и ремонта домов.
А сколько было обращений! Практически, во все органы власти, вплоть до президента! Но, увы… Власть не слышала, либо звучало, что денег нет на это… Но вернёмся к дню сегодняшнему.
Восточно-экономическому Форуму «На пути к многополярному миру» тайфун не помешал.
На ВЭФ приехал и президент Владимир Путин. Он прибыл во Владивосток в самый «разгар» тайфуна «Хиннамнор». Я внимательно следила за рабочей встречей президента с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко, которая была намечена на 6 сентября, и беседу записывала собственноручно.
В. Путин: – Олег Николаевич, мы с Вами много времени провели сегодня вместе и, так или иначе, говорили о вопросах развития Приморского края. У Вас много интересных идей по некоторым направлениям развития края, они действительно интересны, и, безусловно, многие из них будут поддержаны.
Но есть, конечно, вопросы текущего характера, я понимаю, так что давайте поговорим по социально-экономическому развитию Приморского края, по обстановке, по ситуации. И, конечно, попросил бы начать с того, что произошло с климатическими вашими явлениями.
О. Кожемяко: – Вы сами были свидетелем, участником.
В. Путин: – Да, конечно. Есть ли какие-то последствия, которые требуют особого внимания с нашей стороны?
О. Кожемяко: – Особых последствий нет, хотя у нас по семи муниципальным районам прошёл тайфун, где-то от 173 процентов, то есть 154 миллиметра, до 128 процентов месячной нормы осадков.
У нас Лазовский район наиболее пострадавший – там отрезано 13 населённых пунктов, посмывало несколько мостов – на 11-м, 55-м километрах. Но уже сейчас туда техника двигается, с утра выдвигается «Примавтодор», выдвигаются спасатели находкинского отряда МЧС, в 8 утра выдвигается вертолёт МЧС с поисково- спасательной группой, чтобы промониторить всё.
Надеюсь, что мы, наверное, к вечеру, максимально последствия постараемся устранить, потому что мосты не рухнули – там подмыло основание.
В Дальнегорске тоже есть отрезанные населённые пункты – там сделают объездной путь. Поэтому, думаю, что аварийно-спасательные работы мы постараемся за завтрашний день максимально выполнить.
Там у меня будет работать и министр, сейчас уже туда выдвинулись главный инженер «Примавтодора», первый заместитель транспорта вместе с техникой. Поэтому постараемся всё уладить.
Было эвакуировано 38 человек. Но 11 подтопленных многоквартирных домов и подвалов. Ещё утром мы, как рассветёт, проверим всё, чтобы можно было, сейчас с главами связаться, они сделают обход, поэтому я Вам уже потом в течении дня доложу, как идёт работа, как нормализовалась.
Реакция людей на «отчёт» губернатора Кожемяко президенту Путину
Наши умные, вдумчивые читатели тоже внимательно следили за ходом рабочей беседы на Восточном экономическом форуме между президентом В. Путиным и губернатором О. Кожемяко и живо отреагировали.
Говорит наш читатель из Дальнегорска, старший советник юстиции, ветеран труда, находящийся на заслуженном отдыхе, бывший Дальнегорский прокурор Павел Илларионович Зинченко:
«Я не понимаю, почему губернатор Кожемяко доложил Путину, что всё нормально. Вчера дочь выехала к нам в свой отпуск из Владивостока, но не доехала. Автобус доехал до Арсеньева и всё, дальше не повезли. Чугуевка там, Ново-Михайловка – всё размыто, и деньги не вернули. Что за «бордель», они что, не знают что ли, докладывают, что всё нормально? Ой-ё-ёй…
Это как? Ну, как он смотрел Партизанский район, это море там, затопило всё, кошмар, что творится, оё-ёёй!
На заправке очередь огромная, с километр машины стоят, наверно, бензина нет. Я не знаю, что, Кожемяко из своего кармана будет восстанавливать что ли? Нужны, наверно, бюджетные средства, республиканские, на восстановление..
Сколько коров посмывало в Лазовском, Партизанском районе? Вон, в море даже трупы выносит.
Я сейчас выезжаю из Дальнегорска, полиция меня останавливает:
– Вы знаете, в Кавалерово мосты разрушены?
– Проезда нет?
– Нет проезда.
После пояснения, что я еду на пасеку, меня пропустили, пожелав счастливо добраться.
Так что в Кавалерово разрушены, в Чугуевке разрушены, в Дальнегорске разрушены, а Кожемяко докладывает Путину, будто нормально!»
Говорит Яна Юрьевна Шестун – председатель общественного движения в защиту прав граждан «Право народа»:
«Самое ужасное, что официальные СМИ не озвучивают реальные  масштабы катастрофы. Люди сидят без воды, есть населённые пункты, которые ещё и без света. А в Находке в море выкинуло рогатый скот, который унесло течением Сучана из ближайших деревень Партизанского района.
ЧС было объявлено еще в июле! Только, в первую очередь, это было объявлено для МЧС, и всё! Дальше никуда не пошло! 
А надо было сотрудникам МЧС осмотреть все мосты и прилегающие территории населённых пунктов, элементарно рассчитать, предусмотреть, упредить! И там, где подтопление неизбежно, объявить эвакуацию!
И ещё, так называемым «горлышком бутылки» сработала стройплощадка мостового перехода через Партизанскую реку от Владимиро-Александровского до Екатериновки. 
Во-первых, был установлен подрядчиком  низкий, узкий временный мост, по которому объезжали основную стройку нового моста. А во-вторых, сама стройка моста в последние недели выглядела узким горлышком, пересыпанным с обеих сторон до ширины одного мостового пролёта (около метров 70)!!! Я каждую неделю проезжала и видела, что там творили строители подрядной организации! Надо срочно проводить расследование на соответствие требованиям безопасности самих работ, на соответствие проекта организации строительства моста! Кто и как согласовывал проект (в том числе ПОС), кто и как  выдавал положительную экспертизу проекта, а кто контролировал процесс строительства.
Краевым и местным чиновникам надо было давно  обратить внимание на этот факт, ведь выше по течению реки Партизанской и ниже по течению мосты стоят, они имеют широкие полёты и большую пропускную способность воды!
В прошлые наводнения, в дорожной насыпи, идущей от Владимиро-Александровского к Екатериновке, делали подрывы, чтобы вода быстрее стекала из долины, такое решение позволяло  сохранить мост, дорогу и избавить от затопления населённый пункт.
Это пример, как грамотные управленцы и хозяйственники могли выйти с минимальными потерями из тяжёлых ситуаций. А «эти», похоже, даже чужим опытом не в состоянии воспользоваться. 
Бывало, количество осадков в 2-4 раза больше выпадало за раз, но причинённый ущерб был меньше».
Игорь из Красноармейского района прямо с места событий – Рощино-Восток – с сарказмом отреагировал на эту рабочую встречу:
«Несколько дней назад Олег Николаевич, дорогой губернатор Приморского края, отчитался президенту, что всё под контролем, в штатном режиме, всё нормально, никаких чрезвычайных ситуаций не происходит. Вот так вот… Не происходит у нас… ситуаций… Вода прибывает…»
Антонина Лаврик – член Союза журналистов России из Дальнегорска :
«7 сентября, 13.14. Автобусы не ходят. У меня самолёт 21-го в Москву. Тайфун «Хиннамнор» столько бед натворил! Огород затоплен на даче у сестры. И домик подтоплен, и баня, всё в илу, в грязи. Внук так испугался, страшно было.
Сколько разрушено, повреждено мостов, жутко становится! Подвесной мост, построенный вместо снесённого тайфуном «Лайонрок» моста – разрушен. Мост в районе Светлого ключа через реку Рудную на улице Заречье восстанавливают, по нему уже ходят машины. Мост между Николаевкой и Партизанском – обрушился.
На 14 часов 9 сентября проезд затруднён или отсутствует, по сообщениям Примавтодора, на участках дорог Анучино- Еловка-Муравейка-2км, Новомихайловка-Чугуевка-Лазо, Новомихаловка-Чугуевка-Цветкова, Лазо-Ольга-Кавалерово, Дальнереченск-Ариадное (км 59-66) – проезд только для большегрузов, км 66-120 – проезда нет, Терней-Малая Кема, и т.д. Всё это надо пережить, в очередной раз выстрадать и свирепый тайфун «Хиннамнор»! Какой следующий будет тайфун?…
Трагический финиш
Да, блогеры в социальных сетях активно выкладывают различные ролики – ужасы безжалостного «Хиннамнора». Тем временем, заместитель МЧС России Виктор Яцуценко 9 сентября провёл во Владивостоке совещание по ликвидации последствий тайфуна.
40 населённых пунктов остаются без автосообщения, сообщили в МЧС Приморья.
Виктор Яцуценко, как сообщает ИА РЕГНУМ, поручил дополнительно усилить инженерные группировки спецтехникой Амурского спасательного центра, а также авиационные группировки – вертолётом МИ-26 МЧС России Красноярского АСЦ для доставки тяжёлых грузов, переброски спасателей и эвакуации жителей.
На вечер 9 сентября в 10 муниципалитетах в 41 населённом пункте подтоплен 991 дом,1072 приусадебных участка, повреждено 34 моста и отрезаны от дорожного сообщения 40 сёл.
Владивосток, 9 сентября, ФедералПресс: в Приморском крае из-за тайфуна пострадали многие дома и садовые участки, погибла женщина, без вести пропал её родственник.
Губернатор Олег Кожемяко обратился к МЧС России и попросил ввести в регионе режим ЧС федерального уровня. Также сообщается, что в нескольких районах школьников перевели на дистанционное обучение.
Вот такой печальный финиш получился…
Что нас ждёт ещё впереди, какой ещё тайфун или какая ещё неизвестная вакханалия? Поживём – увидим, испытаем, мы всё вытерпим и вынесем, и выдержим ещё, не правда ли, жизнестойкие, героические приморцы!