Глава «Ростеха» Сергей Чемезов презентовал премьеру Дмитрию Медведеву «первый российский смартфон». «Я обещал, что первый будет у вас», — сказал Чемезов. «Apple напрягся», — заверил его Медведев.
Мы узнали: внимание! Что Медведеву презентовали «первый отечественный смартфон». Вам не кажется, что мы это уже где-то слышали?
А вот где: 28 декабря 2010 года (то есть три года назад) глава АФК «Система» Владимир Евтушенков представил Путину «первый отечественный смартфон», заявив дословно: «Он соответствует iPhone 4».
Как тут же отметил Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Reseach Group, «отечественный» iPhone близко по характеристикам к iPhone 4 не стоял, а производился китайским производителем бюджетных телефонов ZTE, чей технологический уровень отстает даже от Huawei. Телефон, по словам Муртазина, был неконкурентоспособен ни в России, ни в мире, а желающие непременно-таки им затариться могли сделать это непосредственно в Китае у компании-производителя по ценам куда более низким.
Компания «Ситроникс», которая у Евтушенкова занимается всем этим электронным креативом, в 2007-м пошла на IPO. При первичном размещении ее капитализация составила 2,3 млрд долл., и одна GDR стоила $12. При этом в цену компании, очевидно, как раз и входили ожидания инвесторов относительно будущих российских электронных чудес, презентуемых Путину и Медведеву.
А когда «Ситроникс» в августе 2012 года прошла делистинг, стоимость выкупаемых с рынка акций составила $0,92 за одну GDR. Вообще-то в некоторых странах это может быть предметом серьезного расследования комиссии по ценным бумагам: что случилось с компанией, что она подешевела в 11 раз? Я уж не говорю о риторическом вопросе: следует ли Путину и Медведеву пожимать руку владельцам такой компании и хоть как-то освящать ее будущие проекты?
Следуем дальше. 19 августа 2011 года Анатолий Чубайс показал Путину прорывной и уникальный «русский планшетник», который, разумеется, тоже был не русский. Его разработала британская Plastic Logic, и на западном рынке проект из-за цены оказался неконкурентоспособен.
«Роснано» заключила с Plastic Logic контракт о строительстве за 700 млн долл. в Зеленограде завода и, видимо, планировала отбить эти деньги, рассчитывая на 14 млн российских школьников. Но это даже Чубайсу не удалось: в августе этого года «Роснано» признала, что потеряла на проекте 3 млрд рублей и списала его.
Примеры всем этим «технологическим прорывам» можно множить и множить. Фантастическая история с созданием «государственной электронной почты», которую наше мудрое правительство разрабатывает аж с 2009-го, и по состоянию на сегодняшний день «Почта России» собирается (!) получить (!) очередной 1 млрд долл. на это неподъемное интеллектуальное мероприятие.
Феерическая история с сайтом госуслуг: только к 2010 году на разработку сайта потратили 20 млрд рублей, и качество сайта таково, что Минэкономразвития недавно решило сайт «переработать». Исполнителем работы, кстати, была компания NVision, наполовину принадлежащая все тому же Евтушенкову: так сказать, айтишный аналог «Ситроникса». Кто бы сомневался.
Еще есть феерическая идея создания за государственные деньги национального поисковика, которая то умирает, то оживает. Россия — одна из немногих стран, где действительно есть национальный поисковик, и он называется yandex.ru, и «национальный поисковик», разработанный за госденьги и в директивном порядке навязываемый учреждениям, его сильно подрубит, но надо же как-то отблагодарить создателей патриотических сайтов из «Кирилла и Мефодия».
Технология освоения бюджетных средств на «новейшие российские гаджеты» проста, как два пальца: на Западе приобретается сомнительная технология за вызывающие вопросы сумму, потом все презентуется Путину/Медведеву, а потом — сливается.
Непонятно другое: неужели Путину и Медведеву приятно публично благословлять то, что самым мягким образом можно охарактеризовать как «не очень удачное вложение государственных денег»?
Деньги, переведенные за «уникальную» технологию на Запад, там и остаются, и поди докажи, что технология была заведомо провальной и весь процесс в общем-то не отличался от ноу-хау, принятого в начале 90-х, когда компании вносили в уставный капитал «уникальную картину» ценою в NNN долларов или переводили этот NNN долларов за покупку оной картины на Запад, только с масштабированием во весь телевизионный экран.
Но ведь Путину – Медведеву должно быть все ясно. Неужели им не противно?..