Саморегулируемая организация «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») выступила с инициативой создания нового типа кредитных учреждений. Предложение выдвинуто с целью выхода МФО в недоступный для них сектор. СРО «МиР» предлагает предоставить микрофинансовым организациям право на выдачу кредитов, в котором эти участники рынка на настоящий момент ограничены.

Суть инициативы заключается в создании нового типа организаций. Это финансовые компании, которые займут свободную пока нишу между банками с базовой лицензией и МФО. Учреждения такого типа получат право на выдачу кредитных карт в обмен на высокие требования по капиталу.

В СРО «МиР» подчеркивают, что этим предложение не ограничено. В саморегулируемой организации видят предпосылки для создания более четкого разграничения для финансовых компаний и широкого применения риск-ориентированного подхода к регулированию рынка.

Кредитные карты на вооружении МФО

Председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев отмечает, что на сегодня разница в требованиях к банкам и к МФО чрезмерно большая. Разрыв велик и в открывающихся перспективах развития из-за логичного ограничения в правах. Однако многие финансовые компании с удовольствием бы освоили такой сектор, как выпуск кредитных карт, не переходя в категорию банков с базовой лицензией.

Пока что реалии таковы, что на российском рынке выделяют две группы организаций. СРО «МиР» предлагает основать новый класс. Это финансовая компания, которая может выпускать карты и кредиты, располагая капиталом в 150 миллионов рублей. Стоит напомнить, что для МФО установленный минимум – 70 млн, а для банков – 300 млн.

Что касается прав, новый класс мог бы работать с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Из оказываемых услуг ему стоило бы открыть доступ к предоставлению кредитов и выпуску кредитных карт, помимо выдачи займов. При этом сохранится значимое ограничение, отличающее эту категорию от банков: компании такого типа не смогут открывать счета и вклады.

Хотя в настоящее время МФО не вправе выпускать карты, некоторые организации нашли выход из ситуации. Они сотрудничают с партнерами, через которых опосредовано предлагают услугу возобновляемого лимита кредитования. В рамках ее предоставления клиент получает предоплаченную карту.

Перспективы внедрения инициативы

С предложением СРО «МиР» ознакомились эксперты финансового сектора. Не все едины во мнении, что такая инициатива имеет право на жизнь. В рейтинговом агентстве АКРА отмечают, что в принципе отметка в 150 миллионов более чем приемлема для финансовых компаний. Ведь уже на рынке множество МФО, которые работают с таким капиталом. Поэтому сразу будет много претендентов на членство в новом классе. Но это не отменяет определенных сложностей.

Первый вопрос – стоимость кредитной карты. Только неискушенному человеку кажется, что нет особых трудностей с организационными и техническими моментами. Для этого необходимо продумать и создать механизм, как выпуска, так и обслуживания. От того, насколько он будет удачным, зависит стоимость продукта. Важно сохранить комиссию на приемлемом для клиента уровне.

В Национальном Рейтинговом Агентстве нынешний период называют удачным для этой инициативы. На фоне роста инфляции и сокращения реальных доходов граждане все охотнее прибегают к услугам МФО. Выпуск карт был бы выгоден обеим сторонам. Благодаря этому проще заложить основу для долгосрочного сотрудничества. Если клиент начал пользоваться картой, чаще всего ему удобнее повторно обратиться за деньгами в ту же организацию, где он ее получил.

Однако НРА предупреждает о вероятном снижении маржинальности бизнеса. В результате введения нового класса финансовых организаций ужесточится регулирование сектора, возрастут требования к компаниям. Это ставит под вопрос выгоду подобной бизнес-модели.

В рейтинговом агентстве НКР тоже высказались насчет новой инициативы. Эксперты напоминают, что банки прибегают к сложной политике, чтобы вывести удачное соотношение между короткими и длинными источниками фондирования. В учет принимают остатки на счетах, депозиты физлиц, тонкости процентной и маркетинговой стратегии. Для МФО подобная задача усложняется, если ее в принципе считать возможной. Такие организации не располагают механизмами привлечения бесплатных средств на текущие счета. Поэтому не смогут конкурировать с банками по размеру ставки. Однако с учетом возможности быстрого и простого оформления для большой категории клиентов условия кредитования останутся привлекательными.

Руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея тоже поддерживает инициативу. Эксперт считает, что новый тип финансовых организаций сможет стать важным звеном, которого пока не хватает, особенно если будет разработан верный механизм реализации идеи. Такие компании предложат средние ставки, если сравнивать с нынешними условиями предоставления займов от МФО и кредитов от банков.

Задел на будущее

Многие специалисты едины во мнении, что эта инициатива как нельзя кстати отвечает нынешним реалиям. В группе компаний «Финбридж» делятся своим опытом внедрения кредитных карт. Продукт освоен в течение четырех лет, за это время предложением оформить кредитку воспользовалось 15% клиентов. Если же повысить привлекательность – разработать программу лояльности, предложить выгодные условия рассрочки, потенциал можно будет раскрыть в полной мере.

В группе компаний IDF Eurasia находят, что переход в новый класс для многих МФО способен стать промежуточным этапом. Ведь дальше остается только небольшой шаг до оформления базовой банковской лицензии. Это налагает определенные обязанности, но и открывает путь к более широким возможностям. Если учесть опыт деятельности МФО с быстрой оценкой платежеспособности заемщиков в режиме онлайн, бывшие микрофинансовые организации превратятся в реальных конкурентов традиционным банкам.

Специалисты финансовой онлайн-платформы Webbankir тоже вспоминают о высоком уровне технологий в этой нише. На сегодня МФО не уступают банкам по уровню оснащенности, что на руку таким организациям. Но в группе Eqvanta находят, что в принципе неправильно говорить о конкуренции нового типа компаний с банковскими учреждениями. Хотя портреты потенциальных клиентов схожи, целевые аудитории разные, а значит, каждый найдет своего клиента.