Когда я слышу о неэффективности Газпрома, мне хочется спорить. Ну кто, скажите на милость, результативней российской монополии проявил себя в деле собирания бывших советских земель под рукой московского князя?
Иными словами, давнишняя мечта Москвы притянуть Киев к участию в своем самом амбициозном интеграционном проекте на постсоветском пространстве – в обмен на дешевый газ, как и у белорусов, разумеется, – стала казаться чуточку ближе. И не беда, что в ту же пятницу украинский президент Янукович в телефонном разговоре с президентом Еврокомиссии Баррозу на пальцах разъяснил цену подписанного меморандума: он не противоречит стратегическому курсу Украины на интеграцию с Европой и ее стремлению создать зону свободной торговли с ЕС.
Читай, меморандум – мало что значащая бумажка, которая никого ни к чему не обязывает. Но ритуал, знаете ли, он тоже дорогого стоит.
А уж кто поспорит с заслугами Газпрома в святом деле развития отечественного футбола? Каждый, думаю, способен без труда продолжить этот список.
Вот с чем у Газпрома в последнее время действительно не очень, так это с основным бизнесом. Малину, как говорится, подзасидел известный всем нам кризис – спрос на газ повсеместно обвалился (а тут еще американцы со своей сланцевой революцией), а покупатели – виданное ли дело! – стали требовать скидку, чуть что норовя переметнуться к конкурентам.
Гибкость же, что и говорить, никогда не была главной добродетелью Газпрома. А посему компания все последние годы теряла рынок не только в Европе, но и в России, где клиенты дружной гурьбой потянулись к «независимым» конкурентам. Вот, скажем, к НОВАТЭКу, который еще в 2009-м перехватил у Газпрома львиную долю контрактов «Интер-РАО», а с этого года и еще одного бывшего клиента монополии – «Э.ОН Россия». Более того, НОВАТЭК покушается на самое святое – монополию Газпрома на экспорт газа, добиваясь такого права для своего проекта «Ямал-СПГ».
Но, как мы уже знаем, лидерство у нашего газового гиганта в крови. В конце мая Алексей Миллер запустил в информационное пространство интригу, объявив о «принципиально новом» проекте по производству природного сжиженного газа (СПГ).
Результаты такой политики, как говорится, не замедлили себя ждать. Весной Газпром «порадовал» своих инвесторов отчетом по результатам работы в 2012 году, отразив в нем снижение практически по всем ключевым параметрам бизнеса.
Ну, собственно, и что такого? 
А, например, то, что в начале апреля капитализация Газпрома впервые опустилась ниже 100 млрд долларов. И простым ухудшением мировой конъюнктуры дело не объясняется: в последние два года компания Миллера дешевела быстрее широкого рынка. Как посчитали аналитики, со своего локального максимума в апреле 2011-го монополии подешевели более чем вдвое, тогда как индекс ММВБ за то же время снизился менее чем на треть. А 29 мая пал еще один антирекорд, когда цена газпромовских акций опустилась ниже 120 рублей за штуку. На этом фоне даже как-то неловко вспоминать гордый спич Алексея Миллера, в июне 2008-го пообещавшего, что через 7-8 лет Газпром будет стоить триллион (!) долларов, то есть почти втрое больше тогдашней капитализация компании (около 360 млрд долларов).
И ведь не скажешь, что на столь позорное положение в Газпроме положили с большим прибором. Напротив, оно руководство монополии по-своему очень тревожит. Более того, «комплексная работа по повышению капитализации» уже разработана и даже «принята к сведению» советом ее директоров, о чем Газпром проинформировал своих почитателей в пресс-релизе от 21 мая.
Чем же стремительно теряющий в весе газовый гигант рассчитывает увлечь инвесторов, которым изрядно наскучили его дуболомная политика в отношениях со своими клиентами, поражающие воображение размеры ее капитальных расходов и многочисленные интересы, выходящие далеко за пределы газового бизнеса?
Читаем об этом в означенном документе. В первую голову Газпром намерен взяться за повышение своей информационной открытости, для чего в числе прочего уже работает над сокращением сроков публикации своей финансовой отчетности. Далее, совместно со специализированными организациями начата работа, связанная с проведением аудита сложившейся практики корпоративного управления. Это, поясняют в компании, необходимо для ее, практики, дальнейшего совершенствования и получения национального рейтинга корпоративного управления (НРКУ).
Вот так! Комментарии здесь, по-моему, излишни. Никто не убедит меня в том, что в руководстве Газпрома сидят слабоумные или неадекватные люди. Нет, свое дело там знают хорошо. Но будем объективны: менеджмент монополии вынужден искать решения в рамках довольно узкой парадигмы, заданной главным акционером – государством, которое, очевидно, трактует миссию концерна гораздо шире терминов его коммерческой эффективности. Однако довольно плачевное и постоянно ухудшающееся положение компании на рынке сегодня слишком большая роскошь. Уже скоро можно оказаться у разбитого корыта.
Государству пора определяться, что же такое Газпром. Если это инструмент политического влияния и поставщик средств для решения задачи развития регионов и социальных проблем, включая удовлетворение нужд футбольных болельщиков в ярких эмоциях, честнее было бы превратить концерн в государственное агентство и вообще прекратить его листинг.
Другой вариант – развивать компанию, которой приходится действовать в условиях все обостряющейся конкуренции, как нормальное коммерческое предприятие, главная цель которого – максимизация прибыли и акционерной стоимости. В этом случае государству даже необязательно выходить из ее капитала – достаточно просто полностью деполитизировать процесс принятия управленческих решений.
Очевидно, в этом случае Газпрому потребуется совершенно другой менеджмент, который сделает структуру и стратегию компании более адекватной требованиям рынка. Тогда, глядишь, стоимость компании пойдет вверх – без «филькиных» программ по повышению капитализации, которые сегодня смотрятся попросту комично.