В ночь на 22 июня США нанесли удары по трем ядерным объектам Ирана — Фордо, Натанз и Исфахан.
Подробнее о том, что пишут об этих атаках мировые СМИ, — в подборке РБК
Информацию РБК.ру о том, как отреагировали на этот рискованный шаг Дональда Трампа мировые СМИ, мы публикуем фрагментами.
NYT – The New York Times (США):
«Для Трампа решение атаковать ядерную инфраструктуру враждебной страны стало самой значительной — и, возможно, самой рискованной — ставкой его второго президентского срока. Он делает ставку на то, что США смогут отразить любую ответную реакцию, которую руководство Ирана прикажет предпринять против более чем 40 тыс. американских военнослужащих, размещенных на базах по всему региону. Все они находятся в зоне досягаемости ракетного арсенала Тегерана даже после восьми дней непрерывных атак со стороны Израиля. Кроме того, он делает ставку на то, что сможет удержать значительно ослабленный Иран от использования привычных методов — терроризма, захвата заложников и кибератак — в качестве более косвенных способов мести.
Самое важное — он рассчитывает, что ему удалось навсегда уничтожить шансы Ирана на восстановление своей ядерной программы. Это амбициозная цель: Иран ясно дал понять, что в случае нападения он выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия и переведет свою обширную программу в подполье. Именно поэтому Трамп уделил столько внимания разрушению объекта Фордо, который Иран тайно построил в середине 2000-х годов и который был публично раскрыт президентом Бараком Обамой в 2009 году. Именно там Иран производил почти все ядерное топливо, близкое к оружейному уровню, что вызывало наибольшую тревогу у США и их союзников...
The Guardian (Великобритания)
После своего избрания Дональд Трамп предположил, что он мог бы выстроить новые отношения с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху, который привык добиваться своего в Белом доме. Но после чуть более чем 150 дней пребывания у власти Трамп, похоже, попал в ту же ловушку, что и его предшественники, — и нанес по Ирану удар с самыми крупными последствиями за последние поколения. <…>
Израильский премьер сманеврировал так, чтобы США нанесли удар по иранским объектам обогащения урана сразу после серии военных атак, от которых Вашингтон не смог удержать Израиль. И теперь США готовятся к ответному удару, который может легко привести к полномасштабной войне...
CGTN (Китай)
...Удар США по ядерным объектам или военной инфраструктуре Ирана может спровоцировать жесткий ответ не только со стороны Ирана, но и со стороны его региональных союзников и прокси, что потенциально может разжечь более широкий региональный конфликт... История неоднократно показывала, что военные интервенции на Ближнем Востоке часто приводят к непредвиденным последствиям, включая затяжные конфликты и дестабилизацию региона.
The Jerusalem Post (Израиль)
Арсенал Ирана для возмездия обширен и хорошо отработан. «Хезболла» уже приведена в повышенную готовность на северной границе Израиля, а Ливан отчаянно пытается избежать втягивания в войну. В Ираке проиранские ополченцы угрожают ракетными обстрелами американских баз. В Йемене хуситы заявляют, что будут атаковать американские суда в Красном море — угроза, которая теперь звучит более правдоподобно, учитывая прямую роль Вашингтона.
Ни один из этих фронтов не должен вспыхнуть, но любой из них может. Эта нестабильность объясняет, почему предыдущие администрации избегали явного участия в израильских ударах. Трамп сделал ставку на то, что решительный удар сейчас обойдется дешевле, чем противостояние ядерному Ирану в будущем. Теория сдерживания аплодирует; теория эскалации морщится.
Верховный лидер аятолла Али Хаменеи должен нанести ответный удар, достаточно сильный, чтобы восстановить сдерживание, но не настолько, чтобы США удвоили свои усилия. Прямой ракетный обстрел Израиля чреват ответом США; убийство американцев в Ираке несет тот же риск. Поэтому режим может выбрать скрытые действия в серой зоне, такие как кибератаки на энергетические сети стран Персидского залива, минирование Ормузского пролива или новые атаки дронов на саудовскую инфраструктуру...
Global Times (Китай)
...Ли Цзысинь, младший научный сотрудник Китайского института международных исследований, сообщил Global Times, что ядерный объект Фордо расположен на глубине около 100 метров под землей, что делает чрезвычайно сложным его полное уничтожение одним или двумя ударами, даже с использованием противобункерных бомб. Чжан Цзюньшэ, эксперт по военным вопросам, разделяет схожую точку зрения. Он отметил, что первая волна американских ударов, вероятно, не была достаточной для уничтожения подземных ядерных объектов Ирана...
«Страна» (Украина)
Сценарии развития событий
1. Иран отвечает на атаку ударом по американским объектам на Ближнем Востоке, перекрывает Ормузский пролив, США втягиваются в войну.
2. Тегеран берет паузу и не отвечает на первую атаку, стремясь избежать полноценного вступления в войну США, но при этом обмен ударами между Израилем и Ираном продолжится. Однако если американские удары повторятся, то ответить на них иранцы в любом случае будут вынуждены.
3. США и Израиль заявляют о завершении атак на Иран, объявив, что «все цели выполнены, все ядерные объекты разрушены». Иран также прекращает атаки на Израиль. Не исключено, что именно такой вариант считает идеальным Трамп. Но неизвестно, считают ли его таковым Нетаньяху и Иран. У них могут быть совсем иные планы на будущее» (rbc.ru)
О реакции Ирана на удары США
Об этом сообщает Лента.ру:
«Президент Ирана Масуд Пезешкиан заявил о намерении страны ответить на авиаудары США по объектам ядерной инфраструктуры. По его словам, сначала США утверждали, что хотят обеспечить мирный характер ядерной программы Ирана, но в разгар переговоров решили действовать «в полной координации с сионистским режимом»» (lenta.ru).
Почему отвечает президент, если в руках аятоллы сконцентрирована вся власть в стране – судебная, законодательная и исполнительная ветви власти, а также руководство вооруженными силами Ирана? Жив ли верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, этот бункерный иранский диктатор, грозящий уничтожением стране Израиль и всему его народу? Об этом пока нет никаких сообщений.
Известно лишь, что за сутки до налета США 86-летний Хаменеи поручил Ассамблее экспертов Ирана, которая избирает высшего руководителя страны, в случае его смерти оперативно выбрать его преемника из трех кандидатур, представленных им. В теории, процесс назначения нового верховного лидера может занимать месяцы, но, по словам иранских источников NYT, поскольку страна сейчас находится в состоянии войны, аятолла хочет обеспечить «быстрый, упорядоченный переход и сохранить свое наследие».
Помимо возможных преемников для себя, Хаменеи выбрал несколько кандидатов для замены на случай гибели своих помощников, чтобы сохранить цепочку военного командования.