1 марта состоялись похороны Алексея Навального*. На мой взгляд, только настойчивость и огромная сила воли друзей и родственников погибшего позволили соблюсти весь ритуал захоронения, как того и заслуживает Алексей*, которого всё прогрессивное человечество считает политиком № 2 в России. По моему мнению, уж очень хотелось унизить его даже на похоронах, как они это сделали с Евгением Пригожиным, похоронив его практически тайно. Вот только здесь этот номер им не прошёл. Хотя так старались! Во всей Москве не нашлось зала для прощания с телом всех желающих, многие церкви отказывались провести ритуал отпевания покойного, даже ритуальные службы отказывались предоставить катафалк. Весь прогрессивный мир следил за усилиями родственников и друзей погибшего политика*, и, думаю, каждый понимал, по чьему приказу им везде отказывали.
Наконец, позволено было отпевание в небольшой церкви - храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» у метро Марьино, и место для погребения выделили на Борисовском кладбище, которое находится в двух километрах от церкви.
По-моему, главной целью было запугать народ, чтобы никто не посмел явиться ни в церковь, ни на кладбище. Кругом наставили металлические ограждения, на каждом столбе – видеокамеры высокого разрешения, чтобы можно распознать лицо каждого, посмевшего нарушить «запрет». Даже школьников ближайшей школы не выпускали домой до 15 ч.15 мин. И масса силовиков обеспечивали безопасность у церкви, на кладбище, и на всем пути между ними.
Но люди пришли. Многие боялись, что будут почти одиноки там, на обозрение силовикам. А когда увидели, что их тысячи, страх преодолели даже самые робкие. Народные массы скандировали: «Ты не боялся, и мы не боимся». Были лозунги и покрепче: «Россия будет свободной!», «Герои не умирают!» и даже «Нет (Роскомнадзор)!». Такого количества граждан не выходило на улицы с самого начала СВО.
Пришедшие проститься с политиком не только не испугались камер наблюдения, но и давали интервью независимым журналистам, в основном, женщины.
«Я пришла сюда, чтобы почтить память великого человека — борца за свободу, достойного. Я понимаю, что попасть в храм не получится, но, знаете, мне просто приятно смотреть на тех людей, которых здесь вижу, оказаться с теми людьми, которые думают так же, как я, чувствуют так же, как я. И если наша Россия будущего будет такая, состоящая из этих людей, то еще не все потеряно», — заявила женщина о том, почему ей было важно сегодня прийти на прощание с Навальным*.
«Мученик, святой человек. Герой, настоящий герой» — объяснила другая женщина, почему пришла на прощание с Навальным*.
«Очень сложно сдержать слезы. Пришла, чтобы проститься», – просто ответила следующая.
Отпевание прошло быстро, по самому краткому сценарию. Кроме друзей и родственников, внутрь пропустили лишь пару десятков человек, кто явился за несколько часов до церемонии. Остальным служители церкви не позволили взглянуть на покойного даже возле церкви, тут же закрыли гроб крышкой.
Катафалк подъехал к воротам кладбища, и его долго не пропускали внутрь. Потом пропустили, а с ним опять же лишь друзей и родственников. Вся многотысячная толпа народа осталась за воротами, и эта очередь густо заполнила двухкилометровый путь от самого храма. Возле могилы состоялось последнее прощание друзей и родственников с телом Алексея*. И только, когда гроб закрыли и опустили в могилу, пошла бесконечная очередь жаждущих проститься с кумиром. Каждый получил возможность бросить горсть земли на крышку гроба.
Напротив на скамеечке сидели ближайшие родственники. В центре – две матери — мать Алексея и мать Юлии.
Ни сама Юлия, ни дети Алексея* на похороны не прибыли. Да, считаю, это было невозможно после заявления Юлии, что она продолжит дело Алексея* и возглавит его. Эту работу она уже начала, выступая каждый день на международных конгрессах и встречаясь со многими руководителями западных держав, в том числе и с господином Байденом. Все они восприняли Юлю Навальную как достойного представителя всей российской зарубежной оппозиции, с которой можно и нужно вести переговоры.
В день похорон Юлия Навальная написала трогательный пост в соцсетях о своей любви к Алексею*, о его любви к ней, об их грядущей встрече на небесах. И пообещала своему любимому сделать всё возможное, чтобы он гордился ею.
Фанаты Навального* призвали сторонников Алексея* отдать ему дань памяти, приняв участие в акции прийти на президентские выборы и проголосовать 17-го марта ровно в полдень. Именно к этому и призывал сам Алексей*.
Полагаю, никто не смеет упрекнуть фанатов Навального* в политической составляющей этих похорон, потому что власти сами приложили все усилия, чтобы политизировать похороны личного врага Кремля.

Верхнее фото: RTVI – отпевание, перед гробом сидят родители Алексея* и мать Юлии Навальной.
Нижнее фото: «Агентства», respublika.kz.media – процессия из храма на кладбище.
* – внесен Росфинмониторингом в список экстремистов и террористов.