Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) — предложил варианты очередной реформы местного самоуправления. Один из них предусматривает отмену выборов мэров и ликвидацию городских дум. Второй подразумевает отказ от выборов мэров, но с сохранением городских парламентов. Однако прямые выборы городских депутатов в этом случае предлагается заменить косвенными.
Вообще-то, когда в муниципальных бюджетах нет денег, совершенно неважно, избирается ли глава городка или сельского поселения на прямых выборах или его назначает глава региона. Власть без денег по определению беспомощна.
И в этом смысле передача социальных обязательств (и их бюджетов) на региональный уровень лишает существование муниципалитетов остатков смысла — им просто нечем будет заниматься.
Другой вопрос в том, насколько эффективно управляется страна в условиях постоянно нарастающей централизации финансовых ресурсов? Последние 13 лет в руках федеральной власти концентрировалось все больше финансовых ресурсов за счет региональных и муниципальных бюджетов — и что?
Сегодня экономисты впервые после кризиса 2008–2009 годов уверенно говорят о возможности региональных дефолтов в ближайшие два-три года, а к бедственному положению в большинстве муниципалитетов все давно привыкли.
Россия слишком велика, чтобы управлять каждым жэком и котельной из Кремля — это очевидно. Не срабатывает даже самое прямое ручное управление. Есть замечательная история, как Путин-президент приехал на Камчатку, где до этого лет за пять, будучи премьер-министром, распорядился построить небольшой газопровод. Газопровод строить даже не начинали. На вопрос первого лица государства «почему», честно ответили: не думали, что вы доедете сюда еще раз. Но если механизм не работает, зачем доводить это пресловутое ручное управление и централизацию власти до совсем уж абсурдных размеров?
Главная задача федеральной власти как раз и состоит в том, чтобы грамотно разделить ответственность за управление гигантской по территории и очень разной по внутренним условиям страной с региональным и муниципальным уровнем. Сделать так, чтобы выделенные муниципалитетам средства из федерального и региональных бюджетов не разворовывались по дороге. Чтобы сами муниципалитеты имели стабильные источники пополнения своих доходов и хоть какие-то деньги на развитие и привлечение инвестиций. Именно в этом, а не в очередном отказе от выборов заключается смысл подлинной реформы местного самоуправления.
Серьезные финансовые трудности в стране уже начали признавать даже государственные чиновники.
Президент в ежегодном послании Федеральному собранию впервые сказал, что экономические проблемы России вызваны не внешними, а внутренними причинами. Одна из этих причин — тотальный политический и финансовый зажим регионов.
Конечно, когда денег начинает не хватать, а страна привыкла жить на ручном управлении, есть искушение еще сильнее замкнуть финансовые потоки на федеральный центр. Но вся новейшая история страны показывает тупиковость такого пути. У нас стали строить даже меньше дорог, чем в голодные 90-е. В России крайне запущенное коммунальное хозяйство (последние магистральные теплотрассы строились еще при Хрущеве). Растет доля ветхого жилого фонда, на Дальнем Востоке достигающая 80%.
Если у Москвы в условиях централизации власти и крайней выгодной для России внешнеэкономической конъюнктуры почти за полтора десятилетия не получилось существенно поднять уровень жизни и качество инфраструктуры в регионах, нет никаких оснований полагать, что в менее сытые годы это выйдет лучше. Экономить на выборах муниципальной власти, полностью лишая людей права голоса даже в решении проблем своих территорий, — себе дороже.
Без городских дум в принципе прожить можно. Но местную исполнительную власть лучше все-таки избирать — чтобы люди могли воздействовать на нее хотя бы в своем населенном пункте, если не могут влиять в масштабах страны. Даже понимая при этом, что местное самоуправление будет мертвым до тех пор, пока у муниципалитетов не появятся четкие полномочия, подкрепленные законодательно прописанными источниками финансирования. Например, реальным муниципальным налогом.