Катусев Александр Филиппович родился 15 августа 1939 года, а погиб 21 августа 2000 года. Почему я говорю «погиб», потому что информация, которая прозвучала официально о его смерти, никак не укладывается в понимание о его личности, о его характере, о его особой душе, которая никогда бы не пошла на самоубийство, как ему приписывают, из наградного пистолета.
Думаю, это нечто похожее на события с Рохлиным, отчасти с Лебедем или другими генералами. Катусев прошел очень серьезную школу. Он – дитя войны, родился в Белоруссии. Он помнил оккупацию.
Судьба забросила его в юные годы в Украину. И там он начал трудовую деятельность, как сталевар. Закончил Днепропетровское ФЗУ. В общем, он – из крестьянской семьи и из рабочего класса. Такие люди с особым честным характером готовы ради справедливости, правды и торжества Закона рисковать карьерой…
Он стал юристом. Закончил Харьковский университет и получил назначение в Забайкалье в военную прокуратуру на 27-м году жизни.
Рассказывает Валерий Б.:
«Мы встретились с Александром Филипповичем в коридоре главной прокуратуры, где он собрал несколько человек и обсуждал тех, кто был вывешен на доске почета, как лучшие следователи Вооруженных сил СССР. Я увидел там и свою фотографию. И вдруг Александр Филиппович воскликнул: «Ты смотри! Вот он на фото, и вот уже рядом! Почему мы с тобой не знакомы?!»
С этой шутки и началось наше знакомство, которое через несколько встреч, ни к чему не обязывающих, перешло во взаимную симпатию.
А потом он прибыл к нам на Тихоокеанский Флот сюда, во Владивосток. Заместителем военного прокурора флота. За очень короткое время нахождения здесь он проявил и свой характер, и свое отношение к ворам, как и к ворам в законе. Потому что он терпеть не мог воров!
Особенно казенных, которые из казны у наших солдат и матросов воровали. За счет продуктов, за счет одежды, за счет техники, горюче-смазочных материалов и так далее. То есть ничего нового, по моему мнению, в настоящее время в нашей армии не появилось, точно так же воруют, только масштабы десятикратно увеличились. А кое-где и стократно.
А поскольку нити воровства вели к самым высоким чинам руководства флота, под которыми уже и кресла закачались, то через полтора года Катусева отправили прокурором Северного флота, где он продолжил борьбу с хищениями.
Но вот началась перестройка, и честные люди стали востребованы в новой России. И Александр Филиппович, в результате этого своего справедливого отношения к нарушителям закона и расхитителям народного добра, на заре нашей перестройки оказался начальником следственного управления главной прокуратуры, заместителем главного прокурора. Это говорит о многом. Перед этим он был полковником, а звание генерала получил уже на этой должности.
И вот на заре перестройки, демократического движения, он очень активно, будучи заместителем главного прокурора, способствовал раскрытию хлопкового дела. Ну, и других направлений, которые в то время были достаточно известны и были на контроле народа.
Впрочем, с учетом его характера, Александр Филиппович не мог, видимо, долго продержаться на таких должностях. Поэтому после расстрела «Белого Дома» был уже и не нужен такой прокурор».
Тем не менее, у Александра Филипповича оказалась позиция непоколебимая. Он имел множество сведений и материалов, свидетельствующих о коррупции. А также были у него подчиненные в разных регионах нашей страны, которые делились с ним такими же сведениями. Он, иногда встречаясь с ними, пытался приостановить дикие устремления власть хотящих к власти и к богатству.
На этой волне он и заинтересовался делом Салье, в котором были сведения, где был замешан Владимир Путин. Вот почему бывшие офицеры, собравшиеся помянуть своего военного товарища, говоряли, что никогда не поверят в самоубийство своего друга, погибшего вскоре после прихода Путина к власти.
Есть ещё в нашей армии офицеры, для которых офицерская честь выше власти, карьерного роста, неправедно добытых материальных благ. И именно они с большим почтением вспоминают Александра Филипповича Катусева — честного офицера, преданного Родине.