В общем, довольно о заграницах, нечего растравлять застрявших в дождях и циклонах приморцев, давайте вспомним о нашей холодной родине…
На прошлой неделе случился мини-переполох. Только-только Госдума ушла на каникулы – как вдруг срочно назад, 15-го внеочередное заседание… Причём, никто не говорит, зачем.
Ну, публика и предалась праздным фантазиям. Войну объявят! Мобилизацию объявят! Деньги отберут! В общем, кто во что горазд…
Народ поумнее… Ну, вы помните: есть оптимисты, пессимисты и реалисты. Оптимисты изучают английский, пессимисты – китайский, а реалисты – автомат Калашникова. Так вот народ поумнее, то бишь реалисты, говорили, что всё гораздо проще. Конституцию надо помнить! А то публика помнит только, что обнулённая Конституция обнулила президента… А это ведь не всё! Ещё она повысила кой-какие полномочия Госдуме! Например, что Госдума теперь утверждает не только премьера, но и его вицыков!
Судя по всему, в горячке заседаний об этом забыла не только публика, не только Госдума, но и кой-кто повыше… А как каникулы наступили, горячка схлынула – тут и вспомнили… Вспомнили те, кто повыше, на депутатов-то самих нечего грешить…
Вспомнить вспомнили, но никому не объяснили. И то: во-первых, не признаваться же в собственной забывчивости, это не по-пацански, во-вторых, народ надо держать в постоянном изумлении, ещё классик это сказал, а в-третьих, что касается Госдумы… да пусть слоники побегают!
Надеюсь, вы помните этот глубоко советский анекдот. Если нет – ну, спросите у знакомых, наверняка, кто-то знает. А я вам не расскажу, а то вдруг припаяют дискредитацию армии. С этим нынче строго!
В общем, так и оказалось. Главным событием стало повышение министра промышленности Дениса Мантурова до вице-премьера. Будет он, новый вицык, заниматься импортозамещением. То есть он и раньше им занимался, с 2014 года, но как министр, а теперь будет как вицык. Говорят, он отчитываться хорошо умеет! А в данной ситуации это очень важно…
Вообще, разговоры про импортозамещение я слышу давно. Даже давным-давно. Но сначала речь шла о сельхозпродукции. Типа: чего это мы ввозим «ножки Буша», надо самим кур выращивать. И свиней. И коров. И свёклу. И подсолнухи. И… Да много чего! Конечно, мы находимся, в основном, в зоне рискованного земледелия. Да и бананы, киви, ананасы и прочая экзотика – это не импортозаместишь, хоть тресни. Но морковку! Лучок-чесночок! И так далее… Даже процент независимости выводили. Типа, если ввозишь более 20% продуктов – то как страна зависим от тех, от кого ввозим… Давно, правда, этих угроз не слышно – импортозаместились, что ли?
А вот про то, чтобы импортозамещать телевизоры, холодильники или телефоны – кажется, никто первоначально не заморачивался. То есть говорили, что неплохо бы и у себя… Но как-то вяло говорили. Даже Путин высказывался в 2007 году: «Мы часто говорим, что одна из задач модернизации промышленности — это импортозамещение. Но, я думаю, критерием должно быть не импортозамещение, иначе мы будем опираться на собственные силы в духе идей чучхе, а все‑таки производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции».
В 2014 году всё изменилось. То есть не совсем так. В 2014 году всё пошло вразнос, и прежде всего президент наш Владимир Владимирович Путин. Сначала он, воспользовавшись революцией в Украине, присоединил Крым, всероссийскую нашу здравницу. Потом, возбудившись на обещание санкций от Европы, ввёл контрсанкции на заграничную еду… С тех пор испанский хамон, французский сыр и прочие деликатесы можно ввозить только частным способом в ручной клади, а сам Путин заговорил о всеобщем импортозамещении.
Что там было, в этом 2014 году, с этим майданом, с этим Крымом, с этой революцией и так далее – разные мнения бытуют. Политолог Глеб Павловский, некоторое время работавший на Кремль, говорит о «выталкивании революции вовне» – что он имеет в виду? В Украине было же две вроде как революции, именуемые по-ихнему майданами: в 2004-м и в 2014-м. Но в 2004-м у нас не было ничего, что следовало бы выталкивать, а к 2014-му – да, если вспомнить 2011-12-й… Но это было там гораздо серьёзнее, чем в 2004-м, и вряд ли можно поверить, что это нашу «революцию» зимы 2012-го так «удачно» вытолкнули на их майдан – и кто это сделал? И как?
В общем, неважно. Дело ясное, что дело тёмное. Нас интересует импортозамещение.
То есть нас, обывателей, оно не интересует, нам бы – чтобы всё было как раньше: самсунг, эппл и ютуб без всякого доморощенного чебурнета. Но в нынешнем феврале всё снова пошло вразнос, начиная с президента, в ещё больший разнос, чем 8 лет назад, и на этот раз Запад действительно ввёл действительные санкции, и действительно встал вопрос об импортозамещении. Даже проблема. Потому что в предыдущие 8 лет на импортозамещение было потрачено почти 3 триллиона рублей… Ну как – потрачено? Ну да, потрачено. В основном бесследно.
Тогдашний (2014-го года) премьер Медведев создал спецкомиссию по импортозамещению и доложил публике о высочайшей доле импорта в стратегических областях промышленности: 90% — в станкостроении, 80% — в гражданском самолетостроении, 70% — в тяжелом машиностроении, 60% — в нефтегазовом оборудовании, 50% — в энергетическом оборудовании, 50–90% — в сельхозмашиностроении. Вместе с уходом Медведева из премьеров ушли и разговоры об импортозамещении…
С 2014 по 2018 год эксперты Института Гайдара регулярно опрашивали руководителей промышленных предприятий о показателях импорта. «Масштабы импортозамещения были невелики, а с течением времени они стали затухать», — делал вывод в конце 2019 года заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. В 2019 году мониторинг был прекращен «в связи с получением ясной картины и избавлением от иллюзий».
Иллюзия импортозамещения… Красиво выражаются наши эксперты…
А вот президент наш, несмотря ни на что, продолжает в импортозамещение верить! По крайней мере на ПМЭФ (Питерский экономический форум) он говорил: «Надо быть на шаг впереди, создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые способны стать новыми мировыми стандартами».
Он вообще красиво говорил на этом форуме. Например, что в наше тяжёлое время надо снизить давление на бизнес, сократить проверки и так далее. «Параллельный импорт» развивать.
Люди бывают оптимисты, пессимисты и реалисты, мы помним. Так вот реалисты утверждают: не надо слушать, что президент наш говорит, надо смотреть, что он делает!
А он подписывает законы. Больше 100 законов за день. Некоторые недоброжелатели говорят: принял! Не возводите напраслину: приняла эти законы Госдума, одобрил Совет Федерации, а президент – да, подписал. Не надо смешивать, каждый несёт свою собственную долю ответственности.
В том числе новую редакцию закона об иноагентах (по которому иностранным агентом может быть объявлен любой), закон о спецмерах в экономике (по которому можно навязывать госзаказ бизнесу в условиях спецопераций, заставлять работать сверхурочно, в три смены, в выходные и праздничные дни и за фиксированную цену), законы о внесудебной блокировке СМИ за фейки, об объединении Пенсионного фонда и Фонда соцстрахования и о дополнительном НДПИ для «Газпрома».
А в остальном… А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза – за исключеньем пустяка.
Пустяк – санкции недружественных стран против России. Они суровые, да, но не всеобщие. На Земле вроде как 193 страны, но санкции поддерживают далеко не все. Санкции суровые, но не мгновенного действия. Сразу не убивают, просто накапливаются в организме. Как некий древний царь – кажется, Митридат его звали, хотя это неважно. Он всё боялся, что его отравят, и потому принимал каждый день по микроскопической дозе яда. В древности яды были наперечёт, так что ошибиться было невозможно… В общем, царь напитался ядом – и стал неуязвим. Но – как говорил классик: «Игралища таинственной игры, металися смущённые народы, И высились и падали цари…» В общем, судьба переменилась, и понадобилось царю (Роскомнадзор), и пожелал он это сделать прилично и эстетично... А не тут-то было! Яд не берёт!
И пришлось неуязвимому для яда царю неэстетично (Роскомнадзор)…
* – Минюст РФ внес в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента.