– Вот, дети, – мерно расхаживала по классу Лидия Ивановна, – скоро закончите школу, мальчики пойдут в армию, девочки выйдут замуж...
– Лидьванна! – отозвался с последней парты Марк Гольштейн. – А зачем в армию?
– Что значит, зачем? – растерялась учительница. – Родину защищать!
– А что значит – Родина? – не унимался Марк.
– Родина? Ну как же, что значит... Это ... место, где ты родился!
– Значит, я буду защищать Китай?
– Почему Китай!
– Я там родился.
– Нет, же, Родина – это не только то место, где ты родился, но где вырос...
– Ну так я там и рос! Целых пять лет!
– Пять лет – это слишком мало для понятия родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
– Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски, по-английски, немного по-французски..
– Значит Китай – не твоя родина. Твоя родина там, где родились также твои предки...
– Мой отец родился в Петербурге, а мама в Кишинёве... Значит я буду защищать Россию и Молдову?
– Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой прошло твое детство, твои лучшие воспоминания..
– Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11 лет, у меня замечательные воспоминания об этой стране!
– Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу и вероисповеданию...
– Ммм.. Ну, поскольку я – еврей, неужели защищать буду Израиль? Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу.
Класс с интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
– Марик, – неуверенно сказала Лидия Ивановна. – Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
– Но если она мне совсем не родина! Что я там буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать, значит, в армию можно не ходить?
– В армию обязательно нужно ходить...
– Зачем?
– Чтобы стать настоящим мужчиной! – уверенности в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
– Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим мужчиной, нужна не армия!
– Что же? – спросила она на свою беду.
– Ну, вы столько лет живете, а как будто не знаете! Конечно же, женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных, заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из оцепенения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались. Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась...
Она, заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии Ивановны Родина была одна – Советский Союз! И настолько она была необъятна, что можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы Родины... И казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и всем это было понятно...
А теперь? Три часа на машине – и все! Нет Родины! Кругом одна сплошная заграница...
***
Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель зашел в класс после звонка на урок.
– Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию, если у тебя нет родины? – задал вопрос Марк.
– Марик, у тебя нету Родины?
– Нету...
– Как так?
– Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5 лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и мы переехали в Беларусь.
– Очень хорошо, а сюда вы как попали?
– А тут бабушка...
– Марик! Так значит у тебя, как минимум, 3 родины!
– Ну раз на то пошло – значит 4! Я еще и еврей!
– Прекрасно! Значит, тебя в армию заберут самого первого!
– Не хочу...
– Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему трёхперпендикуляров! – Сергей Михайлович обвел глазами класс.
– Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
После уроков в учительской было шумно. В свете провокаций со стороны учеников на тему «Что такое Родина», учителя искали определение «Родины», как таковой, и методах ее объяснения современным ученикам.
– Согласно общепринятому определению, Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... – зачитывал официальный текст директор.
– А детям это как объяснить? – галдели учителя.
– У нас и негритята есть, и китайцы... – поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна – уборщица.
– Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирать нада! – грозно возмутилась Никифоровна.
– А мы тут решаем... что такое Родина...– робко промямлил директор.
Всегда строгий и безапелляционный, он робел лишь в присутствии проверки из РОНО и Никифоровны.
– Делать вот вам нехрен, – забурчала уборщица, – Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина – эта кагда и выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
– На пенсию не страшно... – хором повторили учителя. На том и порешили.
***
– Пап! А че такое Родина?
– Сын, Родина, это такое место, куда ты всегда можешь вернуться, и где тебе будут рады...
– Па! А ты это здорово придумал!
***
– Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению Родины! – Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам. Последовали скучные определения, и как резюме, чтобы донести до умов и сердец школьников, Лидия Ивановна выдала:
– Дети! Родина – это место, где хочется выйти на пенсию и достойно встретить старость!
– Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на Родине!
– Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще школу не закончили, а вы – пенсия и старость!
– Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
– Тихо! – взвизгнула она. – Кто тут у нас самый умный? – Учительница плавно переходила на ультразвук.
– Я! – Гордо отозвался Марк.
– Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! – она была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня...
– Это такое место, знаете... куда всегда можно вернуться! Из любого места! – Парировал ученик.
– Круто! – все загалдели. – Вернуться откуда-нибудь – это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся.
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти на пенсию.