фото

История борьбы жителей Башкирии за реликтовую гору, которую отдали промышленникам

В августе Башкирия стала очередной горячей точкой на карте России, где произошли жесткие столкновения между экоактивистами и силовиками. Башкирская содовая компания (БСК) решила начать промышленную разработку шихана Куштау, который является одним из символов республики. Местные жители выступили против этого и разбили на горе по образцу Шиеса палаточный лагерь. В результате в противостояниях с силовиками были задержаны десятки человек, многие получили травмы.

В ситуацию пришлось вмешаться главе республики, который сам выступал за разработку Куштау. Он пообещал остановить все работы до того, как будет найден компромисс. Сейчас протестующих поддерживают Федор Конюхов, Юрий Шевчук, Максим Галкин и рэпер Face. Краткая история башкирского протеста — в материале Znak.com.

На территории Башкортостана сейчас есть три шихана: Юрактау, Куштау и Торатау. Они состоят из известняка, который используется в производстве соды. Расположены сопки в Ишимбайском районе республики, рядом с городом Стерлитамак, в 140 км от Уфы. Был и четвертый шихан — Шахтау, формировавший местный горный кластер, но он пал первой жертвой производства соды — его сровняли с землей и превратили в карьер. На других шиханах работы не велись.

Башкирские шиханы являются одной из главных достопримечательностей региона и популярным местом отдыха — это рифовые барьеры древнего океана, которые формировались миллионы лет. Их создавали древние организмы, которые вымерли в конце пермского периода. В этом и ценность шиханов — такие природные объекты не восстановимы. Они были и остаются предметом всестороннего изучения еще и потому, что являются местом обитания для более тысячи видов животных и растений, в том числе краснокнижных.

Торатау и Юрактау, в отличие от Куштау, имеют охранные статусы. Куштау был внесен в список объектов геологического наследия всемирного значения под эгидой Европейской ассоциации по охране геологического наследия ProGEO, но это не защищает его от промышленных разработок.

До последнего времени жители проводили флешмобы — выстраивались в цепочку вокруг шихана, держа в руках флаг Башкирии длиной в несколько километров. Но 3 августа этого года защитники заметили, что на территории горы началась расчистка леса для разведочных работ. В течение нескольких дней активисты пытались не пускать на шихан тяжелую технику, начались столкновения с полицией, Росгвардией, чоповцами, появились первые задержанные. 6 августа защитники разбили палаточный лагерь. Пикеты за Куштау начали проходить в других городах России и даже возле штаб-квартиры ООН.

Пик конфликта пришелся на минувшую субботу, 15 августа. Тогда на шихане протестующие собирались устроить экологический субботник, а сотрудники содовой компании провели свою акцию — против экопротеста и за создание новых рабочих мест. На переговоры с активистами приехал глава Ишимбайского муниципального района. Он назвал защитников горы «нечистью». К слову, в рядах протестующих оказались двукратный чемпион мира по самбо Венер Галиев и видные общественные деятели.

Против экоактивистов стали выступать неопознанные крепкие мужчины в масках. Видеоролики противостояния стали расходиться по соцсетям и СМИ. Стало ясно, что на горе идут ожесточенные бои, есть пострадавшие. Издание ProUfu.ru сообщало, что силовики применили дубинки, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Палаточный лагерь протестующих был разрушен. По данным «ОВД-Инфо», в тот день были задержаны свыше 70 активистов.

На подъезде к Куштау появилось больше техники, установили шлагбаум, БСК начала строить забор вокруг площадки из металлической сетки и колючей проволоки. Но на следующий день, 16 августа, активисты вернулись. Они прогнали охранников, восстановили свой лагерь и стали укреплять его баррикадами. При этом была снесена часть установленного забора. Вскоре после этого на место приехал глава Башкирии Радий Хабиров. Он пообещал остановить работы до того, как будет найден компромисс. Он также заявил, что поддерживает предложение активистов о создании координационного совета, который определит судьбу шихана. В БСК сказали, что компания «берет паузу» в работах. Техника и рабочие стали покидать Куштау, отдельные активисты решили остаться на горе до тех пор, пока все работы не будут заморожены, указывает портал Ural.ru.

17 июля глава Башкортостана принял участие в еженедельном оперативном совещании в правительстве республики, где остановился на теме конфликта на Куштау. «То, что произошло на Куштау, — это наша с вами недоработка. Это недоработка моей администрации, потому что надо внимательнее изучать мнение людей, смотреть, в чем они нуждаются. Это безусловная недоработка блока промышленности, который должен оценивать перспективы работы предприятия. Это недоработка всех глав муниципалитетов — с людьми надо работать вживую, а не из своих кабинетов», — цитирует Хабирова его пресс-служба. 

Примечательно, что в 2018 году еще врио главы Башкирии Радий Хабиров заявил, что отдаст под разработку гору Куштау: «У нас есть понимание, что градообразующее предприятие должно жить и работать, а критический момент для принятия решения уже настал. Поэтому мы будем искать сырье для соды. Что касается горы Куштау, то охранного статуса у нее нет, разрешительные документы на начало разработки выданы еще в 2017 году, и работы уже ведутся. Если запасы здесь подтвердятся — это приемлемый вариант решения проблемы».

17 июля в Ишимбае люди вышли на стихийный митинг за отставку главы района Азамата Абдрахманова. Именно он, по данным активистов, руководил силовой операцией против защитников Куштау. На мероприятии собрались сотни людей, идет сбор подписей под требованием об отставке чиновника.

В поддержку защитников Куштау высказались известный путешественник Федор Конюхов, а также уроженцы Башкирии — фронтмен рок-группы ДДТ Юрий Шевчук и рэпер Face (Иван Дремин). Шевчук сказал, что не может молчать, когда вокруг слишком много несправедливости. Он напомнил, что помимо Башкирии с экологическими проблемами в последнее время столкнулись жители Шиеса, Норильска, Байкала. «Давайте задумаемся, почему власти навязывают нам один и тот же выбор: или ты живешь и работаешь в говне, но получаешь зарплату, или вали в тайгу, наслаждайся красотой, не имея денег на соль и спички? — задался он вопросом. — А власти Башкирии, акционеры БСК, Москва, например, Роспотребнадзор, за десятки лет существования этой проблемы фактически ничего не сделали, чтобы ее решить. Почему нельзя иначе? Работать и жить в красивом месте, экологически чистом, и получать зарплату. Ответ, на мой взгляд, прост. Не хотят акционеры БСК терять сверхприбыль, а остальное их не интересует».

Федор Конюхов сказал следующее: «Ну ладно, в прошлом и позапрошлом веке человек осваивал, добывал, взрывал — но мы же повзрослели, мы видим, что раны на теле Земли будут напоминать нам и нашим детям о поступках, продиктованных сиюминутнои? выгодои? (в масштабах возраста этих гор — это миг). Жила же страна без соды, добытои? из горы Куштау, уверен, проживет и дальше. Поддерживаю всех неравнодушных людеи?, активистов, кто борется и рискует собои?, отстаивая и сохраняя красоту Башкортостана и России». Он добавил, что собирается посетить Башкирию, чтобы вместе с друзьями совершить восхождение на гору Куштау. 

Против разработки шихана выступил также юморист Максим Галкин. Последний заявил, что БСК «уничтожает лицо Башкортостана» и не задумывается над тем, что останется потомкам, — Куштау может остаться только на фотографиях. «Я не очень любил цитату из своего же монолога, но сейчас это очень актуально: проблема России не в том, что бедных много, проблема в том, что богатые никак не нажрутся», — отметил он.

Добавим, что активисты сейчас ведут сбор подписей под обращениями к президенту России, правительству РФ и ЮНЕСКО с просьбой обратить внимание на ситуацию вокруг Куштау. В петициях говорится о необходимости прекращения любых работ на шихане и включения его в список географических объектов, находящихся под государственной защитой. «Правительство РФ, ЮНЕСКО и все профильные российские и международные организации должны рассматривать все башкирские шиханы (Куштау, Торатау и Юрактау) в качестве единой, комплексной географической территории с соответствующим международным геологическим, биологическим, историческим и культурным наследием, которая должна управляться на основе единой концепции защиты, образования и принципов устойчивого развития», — отмечается в одной из петиций.

Игнат Бакин.

znak.com